«Пястовский путь»
Фото Ирины Белкиной

«Пястовский путь»

27.08.2018 14:06

В конце июля состоялся второй пресс-тур в рамках информационной кампании, приуроченной к 100-летней годовщине обретения Польшей независимости. Темой для очередной поездки группы калининградских журналистов и блогеров стали истоки польской государственности. А где же их искать, как не в самых древних городах Польши, т.е. там, где зарождалась духовная и политическая жизнь страны. Но по пути была еще одна интересная остановка.

Гетшвалд - «польский Лурд»

Патриотизм в Польше тесно связан с религией  - в этом мы убедились, посетив поселок Гетшвалд (около 20 км от Ольштына), известный в католическом мире как одно из мест явления Богородицы. Это место популярно среди паломников. Ежегодно здесь бывает около 1 млн туристов.  Пора и калининградцам активнее знакомиться с Гетшвалдом.  
Явления (более 100 эпизодов!) Божьей Матери происходили в 1788 году и были тщательно задокументированы местным ксендзом. Впрочем, ему Пресвятая Дева не открылась, «красивую женщину в сиянии света и окружении ангелов», сидящую на клене у костела, на протяжении нескольких месяцев видели только две местные девочки. Они осмелились заговорить с незнакомкой не сразу, но потом беседовали едва ли не каждый день и получили много ответов на свои вопросы. В те времена на польский язык (как и на католицизм) на Вармии были гонения, но Богородица говорила с девочками по-польски, в чем верующие хотели видеть знак грядущего возрождения своей страны и веры. 
Дева Мария просила людей через своих юных приятельниц  неустанно молиться, каяться, чтобы с каждым днем становиться лучше и не злоупотреблять алкоголем, который, по ее мнению, разрушает связь человека со своими корнями, традициями, устоями. Напоследок была еще одна просьба - установить на месте ее появления статую, которая напоминала бы людям об этом событии. 

Время шло, еще много раз менялась карта Европы, а красивая статуя (работа баварских мастеров) и камень, установленный на месте того самого клена, ставшего жертвой бури, неподвижно стояли на этой земле. Теперь это польская земля - значит, Богородица была права, вселяя уверенность и придавая сил тем, кто открыл ей свое сердце. А бьющий недалеко родник (возле него Богородица тоже однажды появилась, таким образом его благословив и освятив) до сих пор считается исцеляющим от недугов. А еще в Гетшвалде можно пройти путь на Голгофу. Только это, конечно, символический путь, называется он кальвария. Это 14 часовен, построенных на холме, в каждой из которых установлена скульптурная композиция на сюжет страданий Христа. Часовни повторяют Крестный путь Иисуса Христа, проложенный по улицам Иерусалима Via Dolorosa. Традиция эта родом из XV века: тогда паломничество на Святую Землю стало чрезвычайно опасным, поэтому в Европе и начали создавать копии святынь Палестины и Иерусалима. 

В Гетшвалде все располагает к тому, чтобы не спеша пройти этот путь, наслаждаясь прекрасными видами и тишиной, и в очередной раз подумать о самом сокровенном. Тем более что калининградцам до этого места - рукой подать (или всего один «бросок беретом», как сказали бы наши польские соседи).

Крушвица - легендарная столица Польши

Наш путь лежал в Велькопольское воеводство - в Гнезно и Крушвицу. Эти места всегда были и остаются для поляков не просто гордостью, а источником патриотизма. 
Кафедральный собор Святых Петра и Павла в Крушвице, поражающий своим минимализмом и скромностью,  идеально сохранившийся пример романской архитектуры XII века. Памятник, «помнящий «шведский потоп», хранит панораму города, датированную 1655 г. Интересно рассматривать не только внутреннее убранство, но и фасад здания. Здесь можно обнаружить вмурованные языческие божки  и выбитые в камне византийские кресты, пальмовую ветвь и другие языческие и христианские символы, а также зазубрины от мечей и выбоины от стрел (таким образом средневековые рыцари «освящали» свое оружие перед походом). Внутри, рядом с крестильной купелью XII века, установлен банер, напоминающий о 100-летии независимости Польши. В этой стране соседство духовного и светского никого не удивляет. Кстати, за точку отсчета истории польской государственности принимается именно год принятия христианства в  966 г.  Крушвицу называют «легендарной столицей Польши» за то, что все местные достопримечательности и сказания связаны, скорее, с дохристианским периодом - временем племен и племенных союзов - образований, ставших основой новой точки на карте Европы. 

У руин замка-крепости с единственной сохранившейся башней (над которой тоже реет бело-красный флаг) оживают легенды о жестоком правителе Попеле, который ради единоличной власти перебил всех родственников-старейшин, пригласив их на пир. Не предав тела сородичей земле, как того требовали обычаи, Попел навлек на себя ужасную кару. Его замок наполнили полчища мышей, уничтожавшие все на своем пути.   Не пощадили они и предателя Попела. 

Зато легенда об основателе следующего за Попелидами  рода правителей  - Пяста Колодзея – вполне себе обыденная, можно даже сказать, в духе христианства (которым тогда еще и не пахло на польских землях). Жил себе Пяст, делал из дерева колеса, продавал их,  сплавляясь по озеру Гопло (которое из-за размеров в древности считали морем). Он был хорошим семьянином, мечтал о наследнике. Долгожданный сын родился после вещего сна, который увидела его жена - мальчик, сидящий на ветвях раскидистой, полной спелых плодов груши, назвал ее мамой. Пяст был не богат, но его дом был открыт для гостей и странников. Тем больше было его удивление, когда однажды утром двое путников, прощаясь и благодаря хозяина за ночлег, сказали, что его потомки станут славными королями. 

Гнезно - гнездо белого орла с герба Польши 

Так и вышло. «Путь Пястов» берет свое начало в Крушвице и ведет в Гнезно. Здесь в X веке началась настоящая история польского государства. Первый  исторически достоверный польский князь, представитель династии Пястов,  Мешко, женился на чешской княжне Дубравке, принял христианство и крестил свой народ, а потом построил в Гнезно первый христианский храм. Теперь это Гнезненский собор - одна из самых посещаемых достопримечательностей Польши, ее древняя столица и центр духовной жизни. Здесь были коронованы пять первых польских королей из династии Пястов. Здесь покоятся мощи святого Войцеха - одного из трех покровителей Польши. Для иллюстрации его жития неизвестный мастер XII века выбрал весьма своеобразный материал - литые бронзовые врата, поделенные на 18 квадратов (в каждом из которых запечатлена одна из сцен). 

Всего 240 ступеней вверх, и с колокольни гнезненского собора открывается красивый вид на старый город и излюбленное место для эффектных селфи - по крайней мере, до той поры, пока не начнет бить  колокол. Впрочем, впечатляет и некрополь - подземная часть собора, где хоронили епископов и знатных вельмож. Спуск вниз - как лифт в глубь веков: вдруг оказываешься среди аутентичных камней X века и обветшавших надгробий. 

На острове Ледницком (последняя точка нашего маршрута), стоя у руин резиденции первых Пястов того же периода, в двух деревянных фигурах уже без труда угадываем князя Мешко и его жену Дубравку. Их фигуры вырезали мастера из Сергиева Посада, с которым Гнезно города-побратимы. 

К концу поездки уже начинаем узнавать Пястов на банкнотах: 10 злотых – Мешко I, 20 злотых - Болеслав Храбрый, на 50 злотых - Казимир III Великий, последний король из этой династии. К слову, на реверсе банкноты номиналом 20 злотых, кроме серебряного денария времен Болеслава Храброго, нашлось еще кое-что из увиденного - орнаментальный лев с бордюра Гнезненских врат.

Что ж, в этом и состояла задумка - заинтересовать участников проекта, а через них и других калининградцев прошлым Польши, рассказать о первых правителях, о том, какой след в истории страны они оставили, что из их наследия можно увидеть своими глазами до сих пор.

Ирина Белкина

Фотосюжет:
Фото Ирины Белкиной

Количество просмотров: 279