Увидеть Пруссию – и не умереть
Фото Владислава Ржевского

Увидеть Пруссию – и не умереть

27.07.2024 09:00

80 лет назад началась история легендарной разведгруппы «Джек»

Во вражеский тыл их забросили глубокой ночью 27 июля 1944-го. Прыгали наугад, угодили в болото у поселка Лаукнен (он же Хоенбрух, ныне - Громово Славского района). Самолет уйти не сумел, его сбили возле Куссена (Весново Краснознаменского района). Группа же практически сразу после заброски осталась без командира. Павел Крылатых погиб, когда они в ночном лесу наткнулись на противника. А у товарищей даже не было возможности похоронить его…

Главной задачей командование поставило отслеживать перевозки по шоссе и железным дорогам, которые связывали Кёнигсберг с Инстербургом (Черняховск) и Тильзитом (Советск). «Режим дня» был таким: собрали сведения, передали их в Центр, затем - облава, многочасовой уход от погони. И снова: сбор сведений, радиосеанс, облава. Постоянное напряжение, смертельная опасность. И если бы «только» это. Вскоре у них кончились продукты. Порой по трое суток не удавалось ничего перехватить, голодали. Да что голодали - даже попить нередко могли лишь из луж. О помывке и речи не было. Потом пришла осень, начались дожди, стало холодно. Спали на земле. А одежда все та же - летняя, перепревшая, со вшами. Между тем в группе ведь были и две девушки…

Однако вопреки всему «Джек» продолжал отправлять командованию 3-го Белорусского фронта радиограммы с ценными данными.

Во время очередной стычки погиб боец группы Иосиф Зварика. Товарищи нашли его повешенным на дереве вниз головой. И - табличка с надписью по-немецки: «Так будет с каждым из вас». Он был самым «старым» из них. 29 лет…

Затем в ходе другого столк­новения группа осталась без Николая Шпакова, который стал командиром вместо Крылатых, а переводчик Наполеон Ридевский так повредил левое колено, что передвигаться мог лишь ползком. С Ридевским согласился остаться самый юный - 15-летний Генка Юшкевич. А Иван Мельников, ставший после Шпакова новым командиром группы, повел остальных в сторону Польши.

В ноябре 1944-го из Центра в группу прислали нового командира - Анатолия Моржина. Но дни этой части «Джека» оказались сочтены. 19 ноября был убит боец группы Иван Овчаров. 27 декабря погибли Моржин, Мельников и радистка Зинаида Бардышева (будучи тяжело раненной, она застрелилась, не желая сдаваться врагу). Вторая радистка, Анна Морозова, 31 декабря приняла неравный бой у польской деревни Градзаново. Отбивалась до последнего, в конце взорвав себя гранатами. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Жизнь после «Джека»

И все-таки погибли не все. Ридевский и Юшкевич, сумев установить связь с местными антифашистами, укрылись у них, и в конце января 1945-го дождались наших. А из тех, кто отправился в сторону Польши, выжил боец Иван Целиков. Однажды в пургу он отстал от группы. Оказавшись один, по собственным словам, «жил как дикобраз». И лишь каким-то чудом дотянул в зимнем лесу до прихода в этот район Красной Армии.

Что же было в их жизни после «Джека»?

Целиков после войны работал и в колхозе, и на заводе, и на стройке. Славой разведчика не кичился, о войне говорить не любил. Лишь иногда рассказывал о том, что ему довелось испытать в те годы, и, в частности, о своих мытарствах, когда остался один в зимнем прусском лесу. Еще, бывало, придет в клуб поиграть в бильярд, а к нему молодежь пристает: «Покажи, как нож у фрицев выбивал!» У него это ловко получалось.

Последние годы жил в поселке Климовка Гомельского района, в небольшом деревянном доме у своей падчерицы. Умер 22 августа 1992-го. Жена у него была из гомельского поселка Калинино. Рядом с ней на кладбище в Калинино он и похоронен.

Ридевский работал корреспондентом Белорусского телеграфного агентства. По его книге «Парашюты на деревьях», посвященной «Джеку», в 1973 году был снят одноименный документально-художественный фильм. И в документальной части, действие которой происходит в начале 70-х, можно увидеть всех уцелевших членов группы - Ридевского, Целикова и Юшкевича.

Родился Ридевский в деревне Мякоты Дзержинского района. 27 сентября 1995-го, приехав сюда, он внезапно почувствовал себя плохо… В Мякотах его и похоронили.
Юшкевич, вернувшись из затянувшегося рейда по вражеским тылам, стал бойцом одной из частей 3-го Белорусского фронта. Как-то в брошенном доме увидел пианино, коснулся клавиш - взрыв: инструмент оказался заминирован. Жив остался чудом, долго лечился, на всю жизнь остался поврежден левый глаз.

С 1946 по 1967 годы он служил в органах внутренних дел. Затем работал в Белорусском отделении Общества дружбы СССР и ГДР. В середине 70-х нелегально (под видом немого) свозил в закрытую для иностранцев Калининградскую область одного из немцев, которые когда-то спасли их с Ридевским. В Зеленово Полесского района (бывшее Минхенвальде) Отто Шиллят набрал горсть земли с того места, где стоял его дом, зачерпнул воды из речушки Швенты - былой Швентойе…

После распада СССР Юшкевич работал в общественной благотворительной организации «Белорусский фонд SOS - Детская деревня». В 2005 году на основе его мемуаров была подготовлена книга «Увидеть Пруссию и… умереть», выпущенная издательским домом «Калининградская правда». Потом у него вышла книга «Последний из группы «Джек».
Живя в родном Минске, Юшкевич много раз приезжал в Калининградскую область. Как самого дорогого гостя позвали его и сейчас на юбилейные мероприятия.

Герои не забыты

Восточную Пруссию называли адом для разведчиков. Тех, кто сумел здесь выжить месяц, считали долгожителями. «Джек» продержался полгода. И остался непобежденным…
История этой разведгруппы издавна вызывала повышенный интерес. Так, еще в 1972 году был проложен официальный маршрут похода по местам действий «джековцев». А полвека назад появилась и соответствующая экскурсия - для любителей путешествий в более комфортных условиях.

Впрочем, ничто не мешало и не мешает отправиться по «джековским» следам дикарем. Первые энтузиасты-следопыты, совершая эти походы, пытались определить на местности, где произошло то или иное событие, связанное с «Джеком». И уже тогда стали появляться первые мемориальные знаки, которые со временем заменялись на более основательные.

У Сосновки Полесского района установлен памятник погибшему здесь Зварике. Обелиск в память о Мельникове - в поселке Дальнее, что около трассы Талпаки-Советск. У той же трассы, только уже в районе Десантного, ближе к поселку - обелиск в честь Шпакова. А чуть дальше в сторону Большакова - монумент в виде трех парашютов, посвященный всем советским воинам-разведчикам, действовавшим в Восточной Пруссии. Кстати, на площадке возле символических парашютов вечером 28 июля состоится концерт к юбилею «Джека».

Вот уже много лет в лесу у дороги в Громово стоит памятник командиру легендарной разведгруппы. А на днях, 21 июля, в этом районе был открыт и памятный знак на месте его гибели. Неподалеку от разрушенного моста через реку Луговая установили валун с табличкой. А также - заложили капсулу с землей с родины Крылатых, из деревни Выгузы Советского района Кировской области.

Еще один памятник, посвященный всем бойцам невидимого фронта, которые в Великую Отечественную действовали в Восточной Пруссии, в 2013 году появился в Калининграде - в парке Победы. Главный элемент мемориала - бронзовая композиция «Разведчики». И это тоже отсылка к «Джеку». Скульптурная композиция навеяна образами «джековцев»: командир Крылатых охраняет радистку Морозову, пока та передает сообщение в Центр...

Владислав Ржевский
Количество просмотров: 355