Отдых с видом на ГУЛАГ
Фото из архива автора

Отдых с видом на ГУЛАГ

23.05.2022 09:00

Судьба Льва Скрипченко могла бы стать сценарием для фильма о противоречивых временах в истории нашей страны

С 1960 по 1962 год «Калининградскую правду» возглавлял Л. М. Скрипченко. И это - все, что спустя время было известно о нем даже коллективу газеты. А ведь он не только руководил ведущим СМИ региона. В советскую пору редактор «Калининградки» был одной из главных фигур в области, поскольку входил в состав бюро обкома партии, которое принимало все самые важные решения на региональном уровне.

Однако прошло не так уж много лет - и даже имени-отчества его нигде не найти.

Делал себя сам

За 70 лет в «Калининградской правде» накопился внушительный архив. Но о Скрипченко там не нашлось ни-че-го. Хотя при этом в редакционном архиве сохранились данные даже самых рядовых сотрудников, работавших в пору его редакторства.

Я попытался что-то узнать у ветеранов калининградской журналистики - тоже без особого успеха. Вспомнили только, что после ухода с должности редактора Скрипченко вроде бы уехал куда-то на юг…

Последняя надежда была на Государственный архив Калининградской области. И, как уже бывало не раз, здесь опять не подвели. В архиве нашлось-таки личное дело Скрипченко Л. М., заведенное на него в обкоме КПСС (за помощь отдельное спасибо Варваре Егоровой, начальнику отдела научной информации и публикации документов).
Итак, имя-отчество Скрипченко - Лев Михайлович. Родился в 1903 году в Моздоке. Отец, красный командир, погиб в 1920-м, мать умерла от тифа в 1921-м. К тому времени Лева, успешно окончив школу, учился на мелиоратора. Но, осиротев, был вынужден бросить учебу. Поначалу зарабатывал на жизнь рабочим дистанции пути, затем - на нефтяных промыслах. Работа не из легких. Тем не менее талантливый парень успевал и многое другое. В том числе - пробовал писать в газету. И в итоге в 1930-м стал слушателем Всесоюзного института журналистики.

В июне 1944-го его, уже опытного газетчика, направили в Крым. На полуострове, только-только очищенном от оккупантов, Скрипченко стал редактором главной местной газеты. И «Красным Крымом» (ныне - «Крымская правда») он благополучно руководил до 1949 года, когда началось печально известное «Ленинградское дело».

Даже дети были в ответе

«Ленинградское дело» - один из главных эпизодов сталинских репрессий. В его рамках вычищали «врагов народа», которые занимали важные посты в Ленинграде или, «выйдя из ленинградской шинели», руководили уже в других городах и весях. Заодно брали и тех, кто с ними «спелся». Ведь, по версии следствия, все они якобы вовсю плели в СССР сеть контрреволюционного заговора...

Так что и «забирали» их по всей стране. В Крыму первым секретарем обкома тогда был Николай Соловьев, в годы войны - один из руководителей обороны Ленинграда. 3 августа 1949-го его вызвали в Москву, где он был арестован (после чего осужден и расстрелян). А всего через три дня, 6 августа, уволили Скрипченко - как «приспешника» Соловьева. Его тоже арестовали и после почти года допросов приговорили к 15 годам лишения свободы.

Не забыли и про его семью. Жену и 22-летнюю дочь, обвинив в «пособничестве», сослали в Казахстан. Двое несовершеннолетних сыновей оказались в детдоме...

Вот так. Была большая крепкая семья - и нет ее. И за что же? Да ни за что. После смерти Сталина дело Скрипченко пересмотрели, и «оказалось», что никакой он не «враг народа». Как сам Лев Михайлович скупо напишет потом в автобиографии, «с декабря 1949-го по июнь 1954-го я был привлечен по так называемому «Ленинградскому делу» и до реабилитации находился в Коми АССР».

А вот как об этом периоде в жизни Скрипченко написали у нас в его личном деле: «1949-1954 - не работал, находился в Коми АССР». Целых пять лет не работал - но находился? И что же он в этом суровом крае делал столько времени? Видимо, на отдыхе находился, поправлял здоровье...

С верой в человека

После реабилитации вчерашний зэк Скрипченко был назначен заместителем редактора «Ульяновской правды», затем - редактором «Правды Севера» (Архангельск). 28 января 1960-го, командированный ЦК КПСС, стал редактором «Калининградской правды». А 4 мая 1962-го был освобожден - в связи с уходом на пенсию. Насколько известно, после этого Скрипченко уехал в Крым, жил в Судаке. Умер в середине 70-х.

К слову, семья его, судя по документам, воссоединилась. Во всяком случае, приехав в Калининград, сам он об этом написал так: «Жена и дети живут при мне».

А «Крымская правда» (с увольнения из которой и начались злоключения Скрипченко), как выяснилось, давно искала информацию о том, что же было с ним после реабилитации. И, стирая белое пятно в истории своей газеты, калининградцы заодно и крымским коллегам помогли заполнить пробел в газетной биографии.

В 1958 году Скрипченко удостоился ордена «Знак Почета» - «за заслуги в организации лесозаготовок в Архангельской области». Также был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За победу над Германией». Нельзя не сказать и о том, что время его редакторства - яркий период в истории «Калининградской правды». Так, при нем вышел уникальный - первый и последний - экстренный выпуск газеты. Это случилось 12 апреля 1961-го, когда Юрий Гагарин полетел в космос.

Еще Скрипченко старался, чтобы в газете на первом плане была не партийная, а обычная жизнь. Кстати, вот как о нем вспоминают в Архангельске, откуда он, напомню, переехал к нам: «Льву Михайловичу выпало возглавлять «Правду Севера» в годы «оттепели», которые стали временем огромных перемен в стране и области. Характерной деталью газеты стала замена, пусть и время от времени, трескучих передовых статей репортажами с фотографиями, а также рассказом о передовике труда (с фото же) и постановкой задач «через него».

С таких же позиций Скрипченко делал и «Калининградскую правду». Ему был интересен, важен человек. Несмотря на то, что многие его в свое время предали, Лев Михайлович не озлобился и все равно верил в людей.

Владислав Ржевский
Количество просмотров: 992