Когда вернулся  бумеранг войны
Фото из архива автора

Когда вернулся бумеранг войны

17.08.2024 09:00

80 лет назад советские войска вышли к границам Восточной Пруссии

Путь этот оказался долгим и трудным. К слову, накануне войны, рассматривая возможные варианты развития боевых действий, прусское направление Москва признавала сложным. Только все же не настолько, как это оказалось тогда, когда Третий рейх напал на Союз Советских Социалистических Республик уже не на бумаге.

В январе 1941-го в Генеральном штабе Красной Армии были проведены две оперативно-стратегические игры на картах, объединенные общим замыслом. По сценарию вероятный противник, «западные», нападал. А «восточные», СССР, отражали удар: сперва на северо-западном направлении, затем - на юго-западном. И если на юго-западе «восточные» имели успех, то на прусском театре военных действий у нас возникли проблемы.

Преамбула была такой. Германия напала 15 июля 1941-го, и немцам удалось продвинуться на северо-западном направлении на 120 километров, но через пару недель они отброшены к границе. Исходя из этих стартовых условий и приступили военачальники к первой игре. В рамках которой к 13 августа уже советские войска прошли 120 км по чужой территории. Однако на этом наступление остановилось - вместо разгрома неприятеля замаячила угроза собственного окружения…

Уточним, что на этом этапе «западными» командовал будущий Маршал Победы Георгий Жуков. А потом, во второй части, где события разворачивались южнее, он играл за наших, и условные войска под его началом действовали опять-таки лучше, чем у оппонента.

Полководческий талант Жукова, конечно, сказался на результатах игр. Тем не менее было ясно: Восточная Пруссия при любом раскладе легкой добычей не станет. А когда началась настоящая вой­на, все вообще пошло по другому сценарию. И в отличие от тех игр в жизни понадобилось не полмесяца, а целых три года, чтобы советские воины вновь оказались у порога Восточной Пруссии. После чего еще почти год пришлось биться уже здесь…

Багратион был бы доволен

Выход к прусским рубежам произошел в рамках грандиозного летнего наступления 1944 года. Операция «Багратион», продолжавшаяся с 23 июня по 29 августа, считается одной из крупнейших военных операций в истории. Именно тогда состоялся «Парад побежденных» - когда 17 июля 1944-го по Москве провели 57 тысяч пленных немцев, очищая после них мостовые из поливальных машин. Для всего мира позорное шествие «непобедимых» стало ярким и убедительным символом наших побед. И было ясно, что крах Германии - уже не за горами.

В ходе той операции от врага удалось очистить огромные пространства - Белоруссию, а также значительную часть Польши и Прибалтики. Да еще в итоге к прусским рубежам вышли, они же - советско-германская граница.

Вообще, самый первый участок государственной границы СССР удалось восстановить еще весной 1944-го. 26 марта соединения 27-й армии, выбив врага с нашей земли, вступили на территорию Румынии, союзницы Третьего рейха. Восстановлена в тот день была лишь небольшая часть советско-румынской границы. Тем не менее это долгожданное событие вселяло надежду на скорое освобождение от захватчиков всех оккупированных земель.

И, конечно, ликовал народ, когда в августе 1944-го было объявлено о выходе к прусским рубежам. Всё, война вернулась туда, откуда она пришла 22 июня 1941-го! А уж Восточная Пруссия, первой из немецких провинций оказавшаяся на пути у Красной Армии, и вовсе считалась самым логовом фашистского зверя.

- Говорит Москва! От Советского информбюро.

Миллионы людей останавливаются под уличными репродукторами, собираются дома у черных «тарелок». Все стараются не пропустить ни слова. А легендарный диктор Юрий Левитан чеканит:

- Северо-западнее Мариамполя (теперь принято написание МариЯмполе. - В. Р.) наши войска вышли к границе Восточной Пруссии на реке Шешупа (ныне - ШешупЕ), заняв более тридцати населенных пунктов. Подбито и сожжено до шестидесяти вражеских танков и самоходных орудий. На поле боя осталось свыше тысячи трупов немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные.

Важная дата в истории края

Это случилось в ночь с 16 на 17 августа 1944-го. Очищая территорию Литовской ССР от неприятеля, в ходе тяжелых боев передовые части прорвались к берегам Шешупе. А за рекой уже начиналась Германия…

С одной стороны, это был приговор. Приговор прошлому, приговор Восточной Пруссии (будущее которой предварительно обсуждалось еще на Тегеранской конференции в 1943 году). Однако с другой стороны - это означало и начало новой жизни. 17 августа 1944-го не только важная дата в летописи Великой Отечественной войны, но и поворотный день в судьбе Янтарного края.

К границе первой пробилась 5-я армия 3-го Белорусского фронта. А произошло это на «крайнем востоке» современной Калининградской области - участке от реки Нова до поселка Кутузово (тогда - город Ширвиндт). Дойдя до пограничной реки Шешупе, советские воины, невзирая на встречный шквальный огонь, с ходу форсировали водную преграду. Так, в ночь с 16 на 17 августа 1944-го под пулеметно-минометным обстрелом противника младший лейтенант Николай Серов с пятью бойцами связали из бревен плот и переправились через Шешупе, создав один из первых плацдармов на вражеской земле.

Серов был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако удостоился его, увы, посмертно. Ожесточенные бои продолжались. И в одном из них 5 сентября 1944-го Серов погиб. Ему было всего двадцать лет…

Прорыв советских войск вызвал среди немцев панику. Нацистское руководство уверяло, что ни один вражеский сапог не ступит на прусскую землю. Хотя при этом вовсю велась подготовка к боям на территории провинции, что, разумеется, не могли не видеть местные жители. А не разрешая эвакуацию населения, для чего якобы не было оснований, здешние разномастные фюреры по-тихому вывозили свои семьи в Центральную Германию.

Что касается Красной Армии, то, дойдя до границы, она на время - до середины октября - остановилась. После масштабного летнего наступления, в ходе которого оккупантов гнали назад в Третий рейх, войска были измотаны. Требовалось перевести дыхание, подтянуть резервы. А также - выявить слабые места в обороне Восточной Пруссии, которую называли неприступной и на территории которой располагалась мощная группировка.

Владислав Ржевский
Количество просмотров: 322