Как спасали последнюю «летающую лодку» Бе-12
Фото Музея Мирового океана

Как спасали последнюю «летающую лодку» Бе-12

20.07.2020 12:05

Жители Калининграда уже привыкли видеть в Музее Мирового океана знаменитый самолет-амфибию. Чтобы эта машина стала экспонатом, пришлось приложить массу усилий. Как это было сделано, накануне празднования Дня Военно-Морского Флота «ВТ» рассказал полковник в отставке Сергей Ерёмкин.

Бе-12 - один из символов советской (российской) морской авиации, знаменитая и заслуженная машина. С ее помощью ВМФ СССР искал подводные лодки противника - и на сегодня этих машин осталось в сохранном состоянии совсем немного. Теперь Бе-12 украшает знаменитый Музей Мирового океана в Калининграде, но если бы не усилия конкретных людей, самолет мог бы быть попросту уничтожен. И Калининград не имел бы экспоната, который сегодня является одним из интересных туристических объектов нашего города.

- Еще в начале двухтысячных при массовом сокращении авиа­подразделений его чуть не пустили «на иголки», - рассказал Сергей Ерёмкин. В те времена он был замначальника ВВС и ПВО Балтфлота по вооружению - главным инженером. Тогда в Москве было принято решение часть выведенных из штата БФ самолетов распилить на металлолом. В том числе и двенадцать гидросамолетов Бе-12. 

В итоге после списания и демилитаризации самолеты были выкуплены одной из калининградских фирм. Планеры самолетов разрезали прямо на аэродроме Храброво, но, как оказалось, не все. Одну машину по особой просьбе тогдашнего руководства ВВС Балтфлота удалось уберечь - и именно для того, чтобы она получила шанс стать в дальнейшем частью какого-либо музея. Слишком часто на нашей памяти пропадали бесследно важнейшие элементы материальной культуры, в том числе и военной. «Счастливый» Бе-12 военные по собственной инициативе поставили под охрану, чтобы мародеры не растащили машину по винтику, - и охранять ее пришлось более десяти лет.

Однако дорога списанного Бе-12 на калининградскую набережную оказалась долгой и сложной. Машиной заинтересовалась директор тогда еще зарождавшегося Музея Мирового океана Светлана Сивкова - это уже давало надежду. И все же работа по передаче машины музейщикам длилась несколько лет. За это время, по словам Ерёмкина, накопилась толстая папка переписки с командованием Балтфлота, Главным штабом ВМФ и другими ведомствами о передаче гидросамолета в Музей Мирового океана. Но передать самолет музею напрямую по ряду технических причин долго не получалось. Пришлось преодолеть массу чисто бюрократических препон. Вопросов возникало много, в том числе с транспортировкой планера на стоянку в музей.

- Музейщики хотели, чтобы мы это сделали сами, но у нас не было ни средств, ни времени. Бе-12 все это время находился под охраной в отдельной транспортной эскадрилье, - говорит Сергей Ерёмкин. - Мы с командующим ВВС и ПВО Балтфлота Виктором Николаевичем Сокериным были против того, чтобы уничтожать самолет, находящийся в идеальном состоянии, и приложили много усилий, чтобы он после «выхода на пенсию» не был уничтожен, а превратился в музейный экспонат. 

На его новое место - набережную Преголи - бывшего летающего гиганта весом более 20 тонн доставили по частям в октябре 2014 года. Торжественное открытие собранного гидросамолета состоялось 5 мая 2015 г. - и с тех пор любой желающий может осмотреть уникальный экспонат. 

Однако некоторые элементы оснащения самолета все же были утеряны. Пока завершен только первый этап восстановления внутреннего оборудования. Установлены настилы, позволяющие посетителям пройти из хвостовой части в кабину пилотов. Внутри разместились скамьи для экскурсантов и телевизор, на экране которого транслируется фильм о самолете. В пресс-службе учреждения нам сообщили, что сейчас вход в салон амфибии закрыт. Теперь в некоторых СМИ можно прочитать, что своим спасением Бе-12 обязан кому угодно. Например - исключительно музею и еще какому-то замгубернатора, который якобы увидел «заброшенный» самолет на аэродроме в Храброво. Неудивительно - машина стала одним из знаковых экспонатов городского музейного фонда. Те люди, которые действительно потратили на спасение самолета много времени и сил, остались «за кадром».

- Ведь было все совсем не так. Мы хотели бы, чтобы экскурсоводы знали и говорили посетителям о роли командования ВВС и ПВО Балтфлота в этой истории. Мы рады, что самолет интересует калининградцев и туристов. Возле него в памятные даты собираются наши летчики и вспоминают, как они летали на этих замечательных амфибиях. Сейчас летающие гидросамолеты Бе-12 есть только на Черноморском флоте. Они еще очень востребованы, - объясняет полковник Ерёмкин.

СПРАВКА

  • Противолодочный самолет-амфибия «Бе-12» был создан в середине 60-х годов конструкторским коллективом, возглавляемым Г.М. Бериевым. Гидросамолет предназначен для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения подводных лодок в различных метеоусловиях, в любое время года и суток. «Летающая лодка» может взлетать и садиться как на суше, так и на воде.  В носовом обтекателе установлена радиолокационная станция. На самолете предусмотрена установка разведывательного оборудования. Боевое оснащение располагалось в грузовом отсеке. Это противолодочные торпеды и бомбы, авиационные мины, осветительные бомбы, маркеры. За время эксплуатации на Бе-12 было установлено более 40 мировых рекордов. В воздухе он достигал высоты 12 тыс. м и преодолевал расстояние до 4000 км.
Дмитрий Ильин
Количество просмотров: 286