Стены падали на вагоны
Фото из семейного архива Октябрины Кузовлевой

Стены падали на вагоны

26.03.2021 16:53

Стены падали на вагоны

Папа назвал дочку Октябриной не в честь Октябрьской революции, в этом месяце в 1940 году они поженились с ее мамой. Он был сильным и мужественным военным летчиком. Прошел всю войну и умер от ран после победы. В Калининград с мамой и младшим братом наша героиня приехала в сентябре 1951 года. Ей было 10 лет. 

-  Вызов нам оформила мамина сестра. Мы сняли комнату на ул. Докторской (сейчас ул. Молочинского). Мама устроилась работать в детский сад № 10 на ул. Чекистов. Как только немного обустроились, я решила погулять по городу, - вспоминает Октябрина Васильевна. - Было еще тепло, и я пошла на площадь. Обратно до «Семипалатинска» - так в народе назвали пятак с семью палатками на пересечении улиц Почтовой (ул. Леонова) и Мастеровой (ул. Борзова) - хотела вернуться на трамвае № 5. Он шел по Советскому пр-ту на ул. Мастеровую, а потом - на ул. Красную, где было кольцо. Но трамваи тогда ходили очень редко. Пришлось возвращаться назад пешком. Шла и видела вокруг одни руины. Эта картина навсегда врезалась в память. 

В 1953 году мама девочки получила комнату в коммунальной квартире на ул. Комсомольской, 75. Калининградка вспоминает: «Я училась в школе № 18. Ходить было страшно, особенно вечером. Людей на улицах не видно, освещение плохое, кругом развалины. Однажды, когда мы жили еще на ул. Докторской, я услышала за спиной страшный шум. Оглянулась - это рухнула стена».

В книге «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев» рассказывается про трагические случаи в послевоенном Калининграде. Так, в 1947 году у кинотеатра «3аря» женщину убило прямо средь бела дня на глазах у прохожих. Она шла по улице с бидончиком молока и авоськой с продуктами в руках, и тут на нее внезапно упала балка. Она разрубила женщину пополам. А в доме на ул. Комсомольской, 2, обвалилась стена, похоронив семью из семи человек. Трагедия на ул. Клинической унесла в том же году жизни сразу 40 человек. Люди ехали в трамвае. Напротив областной больницы военные рушили стены - обвивали их толстым канатом, цепляли к бульдозеру и тянули. Вагоновожатая решила «проскочить» опасный участок. Первый вагон проехать успел, а второй - нет. Куски зданий падали на трамваи и в более позднее время - в 1955 году погиб по этой же причине знакомый паренек Октябрины. Они вместе учились в строительном техникуме на ул. Монетной (ул. Иванникова). Развалки (так горожане называли руины) разобрали только в шестидесятых годах.

- Я ездила на учебу в техникум с ул. Комсомольской до площади Победы на трамвае № 6. Он ходил по ул. Кирова и был переполнен из-за большого интервала движения. Место было только на подножках, но ехать на них было опасно.

Время ярких событий

Несмотря на все трудности, люди жили дружно, весело и счастливо. Они любили и создавали семьи, занимались музыкой и спортом, работали на благо любимого города.  
- Я училась в техникуме с 1955 по 1959 годы. И это было время ярких событий. Я занималась спортивной гимнастикой, мы ездили на соревнования во многие города Советского Союза. А еще собирали металлолом в окрестностях города, в том числе и в резиденции Коха, устраивали походы в Королевский замок и Кафедральный собор - в этом была какая-то романтика. В ноябре 1955 года я была в морском порту, когда провожали дизель-электроход «Обь». Он направлялся в Антарктиду. Также мне запомнился концерт сводного хора 13-ти средних специальных учреждений Калининграда, который выступил на стадионе «Балтика». После выступления все  учащиеся пошли на встречу с Никитой Хрущевым. 

После техникума Октябрина окончила в Ленинграде технологический институт и работала в институте «Калининградгражданпроект». Она руководила группой по проектированию медицинских учреждений. По проектам института в советское время были построены все больницы области. 

Женщина прожила в Центральном районе 70 лет, и трамвай все эти годы оставался для нее главным видом общественного транспорта: «Из 10 маршрутов остался один, пятый. Я еду на трамвае к себе на дачу с остановки на ул. Красной».

Октябрина Васильевна стала свидетелем развития трамвайной сети Калининграда. И она очень надеется, что руководство города и области сдержит слово и возродит любимый горожанами вид транспорта.

Глава администрации Калининграда Елена Дятлова анонсировала восстановление маршрута № 3 от Центрального парка до Южного вокзала. Его откроют в конце этого – начале следующего года. На восстановление трамвайных путей из городского бюджета уже выделено 23 млн руб. Губернатор Антон Алиханов озвучил планы по восстановлению маршрута № 4 от Южного вокзала до остановки «Октябрьская» (перекресток пр-та Победы с ул. Радищева). Это может произойти в ближайшие пару лет.

  • Если у вас есть истории и проекты, связанные с калининградским трамваем, присылайте их в нашу редакцию. Также коротко расскажите о себе. Авторы лучших рассказов и идей получат памятные призы. 
  • Ждем ваши письма, фотографии и зарисовки проектов (горизонтальные) на эл.почту: vt­-39@mail.ru, по Вайберу на тел. 8­-909­-796-­00-­00 или в группы газеты «Вечерний трамвай» в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук. Предоставляя персональные данные, вы даете согласие на их обработку. Присылая фотографии, вы даете согласие на их публикацию.
Ядвига Латыпова Главный редактор

Фотосюжет:

Количество просмотров: 194