Трамвай родом  из детства
Фото из семейного архива Маринны Афонькиной

Трамвай родом из детства

01.02.2021 10:30

В Калининград папа нашей героини Леонид Васильевич и мама Алимпиада Васильевна приехали из Псковской области в начале пятидесятых годов. Перебрались сюда вслед за мамиными сестрами.

- Папа был очень хорошим сапожником, работал в мастерской и с гордостью говорил, что вся милиция Балтийского района обувалась у него. Когда мы неспешно, чинно шли с папой по району, многие приветствовали его, называя по имени.  

Мама Марины Леонидовны трудилась на железной дороге мастером пути. 

- Тогда многие женщины работали путейцами. Вообще, у меня все родственники по маминой линии - железнодорожники. У нас уже целая династия!  Двоюродный брат до сих пор водит поезда, - с особой гордостью говорит женщина. - Мама была членом профкома и часто ездила на профсоюзные собрания в Ригу, которой подчинялась тогда наша железная дорога. Она изумительно пела и участвовала в самодеятельности. Как передовику предприятия, в 1963 году ей выделили комнату в квартире с общей кухней на улице Багратиона. 

Калининград был тогда еще сильно разрушен, жилья не хватало. Люди радовались своей комнате не в шумном общежитии или неуютном бараке, а в хорошем доме. Таня с мамой и папой жили недалеко от Бранденбургских ворот. По улице рядом с их домом ходил трамвай № 9.

- Дорога была брусчатой, и выгон катился по улице, важно покачиваясь из стороны в сторону и грохоча. Шум проникал в дома и был таким сильным, что я от него просыпалась утром быстрее, чем от звонка будильника, - вспоминает Марина. - Когда мне было пять лет, возникла проблема, с кем меня оставить. Папа и мама тогда много работали, а места в детском саду рядом с нашим домом не было. Пока его не предоставили через полтора года, за мной присматривали двоюродные братья и сестры - дети маминой старшей сестры. 

Каждое утро мама водила Марину на остановку трамвая, которая находилась на Ленинском проспекте. Она заводила пятилетнюю дочь в вагон и отправляла одну. Была за нее спокойна: пережившим военное лихолетье людям было невозможно себе представить, что кто-то способен обидеть ребенка!

- Мама просила пассажиров присмотреть за мной и высадить у кинотеатра «Родина». Всегда находились сердобольные бабушки и добрые тетеньки, которые охотно откликались на эту просьбу. В трамваях тогда было много народа, и всегда кто-то висел на подножках. Кондуктор сидела на задней площадке, где я особенно любила ездить, и ей постоянно передавали деньги за проезд, часто со сдачей. Я запомнила цепочку из рук, передающих деньги. Выйдя на улице Киевской у кинотеатра «Родина», который перестроили потом в «Киноленд», с остановки я бежала на улицу Тихорецкую, где жила тетя с семьей.

Как все дети тех лет, Марина много времени проводила на улице. Мальчишки любили пошалить: «Ребята клали на трамвайные рельсы металлические пробки от бутылок из-под лимонада. Когда он их «проутюживал», получались плоские монетки для каких-то мальчишечьих игр».

Трамвай родом из детства остался в памяти калининградки навсегда. Как и многие горожане, она с надеждой ждет возрождения этого вида транспорта, любуясь новеньким «Корсаром». Уж он-то не будет так шуметь, как оставшиеся от немцев трамваи Калининграда середины шестидесятых годов.

Ядвига Латыпова

Фотосюжет:
Фото из семейного архива Маринны Афонькиной

Количество просмотров: 1073