Трамваи не отапливались  и водили их стоя
Фото из личного архива семьи Куклиных

Трамваи не отапливались и водили их стоя

22.03.2021 09:32

Об этом дочкам рассказывала калининградка Александра Макаровна Шатрова (в замужестве Куклина). Она окончила курсы вагоновожатых в марте 1948 года

Открыла движение по мосту

- Двадцатилетняя Саша Шатрова приехала в Калининградскую область в 1946 году по программе переселения. Стала жить с отцом, мачехой и двумя младшими братьями, Виталием и Николаем, в поселке Домново Правдинского района. Работала в колхозе и подрабатывала в Правдинске. Отношения с мачехой у девушки не сложились, и после очередной ссоры она уехала в Калининград. Поступила на курсы водителей трамваев, которые окончила в 1948 году. При этом ее паспорт оставался в колхозе. Начальнику пришлось поехать вместе с молоденькой вагоновожатой к председателю колхоза, чтобы тот отдал паспорт, - описывают историю жизни Александры Макаровны ее дочери Ирина Помирчая и Валентина Куклина.

Мама рассказывала девочкам, какими тяжелыми были условия работы водителей трамваев: «Первая смена начиналась в пять часов утра, а вечерняя заканчивалась в час ночи. Потом, по темноте, нужно было идти пешком домой. Трамваи тогда не отапливались, управлять ими нужно было стоя, а водительское место не отгораживалось от пассажиров. Поскольку вагоны всегда были переполнены, водителям приходилось одновременно сдерживать толпу и управлять трамваем. Бывало, пока приедешь на конечную остановку, все карманы вывернуты на­изнанку. Однажды ночью, когда я вела трамвай в депо, в него заскочил  раздетый мужчина. Его ограбили и сняли одежду. Такие были времена».
Александра Макаровна также вспоминала, что трамвайные пути часто проходили мимо руин. Движение вагонов вызывало вибрацию и провоцировало обвалы. Были случаи, когда вагон накрывала стена обрушившегося дома. Саше и ее пассажирам везло.

- Из светлых моментов мама запомнила, как открыла трамвайное движение по восстановленному Деревянному мосту, который соединяет остров Октябрьский с Московским проспектом. Ее трамвай первым проехал по мосту, разорвав красную ленточку, - говорят Валентина и Ирина.

В декрет – за неделю до родов

В 1950 году Александра вышла замуж за Николая Степановича Куклина, который воевал здесь и остался в Калининградской области на сверхсрочную службу. Вагоновожатых в те годы не хватало, они работали намного больше нормы. Даже в декретный отпуск Александра ушла за семь дней до родов, а через месяц после них уже вышла на работу. Дочь Ира появилась в 1951 году, и ее отдали в ясли. Девочка часто и сильно болела, поэтому ее маме пришлось уволиться из трамвайного депо. В 1955 году родилась дочь Валя. А в 1961 году в семью пришла беда - трагически погиб Николай Степанович.

- Мама растила нас одна. Долгое время работала  на швейной фабрике, была передовиком производства, ударником коммунистического труда. Ее портрет висел на Доске почета фабрики.  Она получила звание ветерана труда, состояла в Союзе участников возрождения Калининградской области и была награждена памятной медалью участника возрождения Калининградской области. Также имела удостоверение участника тыла. Мама ушла из жизни в 2007 году, но она внесла свой вклад в восстановление области, - подчеркивают сестры. Они по праву гордятся своей мамой, бережно хранят семейные документы и фотографии послевоенных и советских времен.

Если у вас есть истории и проекты, связанные с калининградским трамваем, присылайте их в нашу редакцию. Также коротко расскажите о себе. Авторы лучших рассказов и идей получат памятные призы. 
Ждем ваши письма, фотографии и зарисовки проектов (горизонтальные) на эл.почту: vt­-39@mail.ru, по Вайберу на тел. 8­-909­-796-­00-­00 или в группы газеты «Вечерний трамвай» в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук. Предоставляя персональные данные, вы даете согласие на их обработку. Присылая фотографии, вы даете согласие 
на их публикацию.

  • Если у вас есть истории и проекты, связанные с калининградским трамваем, присылайте их в нашу редакцию. Также коротко расскажите о себе. Авторы лучших рассказов и идей получат памятные призы. 
  • Ждем ваши письма, фотографии и зарисовки проектов (горизонтальные) на эл.почту: vt­-39@mail.ru, по Вайберу на тел. 8­-909­-796-­00-­00 или в группы газеты «Вечерний трамвай» в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук. Предоставляя персональные данные, вы даете согласие на их обработку. Присылая фотографии, вы даете согласие 
    на их публикацию.
Ядвига Латыпова

Фотосюжет:

Количество просмотров: 1247