«Стал частью жизни калининградцев»
Фото из личного архива Владимира Осипова

«Стал частью жизни калининградцев»

25.01.2021 11:24

Участник нашего проекта «Трамвай, живи!» Владимир Осипов родился в Калининграде в 1956 году. Он ходил в детский сад № 12, учился в школе № 44, работал в разных отраслях и занимался собственным бизнесом. Сейчас на пенсии.

Не только робот

Истории калининградцев в газете «Вечерний трамвай» напомнили Владимиру Осипову о его маме Полине Семеновне. Он нашел в семейном архиве ее фотографию начала шестидесятых годов, когда мама работала в Калининградском трамвайном тресте. И поделился детскими воспоминаниями о том времени, когда люди жили просто, спокойно и размеренно.

- Мама приехала в нашу область с родителями из Беларуси в числе первых переселенцев. В 1946 году ей было 11 лет. Она трудилась на стройке, в трамвайном тресте, на вагоностроительном заводе. В Калининграде встретила моего отца Ореста Владимировича, которого призвали сюда на срочную службу из Западной Украины. Родители прожили в браке больше 50 лет. Так совпало, что военные строили дома на улице Чехова, в одном из которых я потом и жил, - рассказывает Владимир Осипов. 

В конце 50-х - начале 60-х годов его мама работала кондуктором в трамвайном тресте на маршруте номер один. Кондукторов не мог заменить никто, даже... робот. Он должен был не только выдавать билеты, но еще и объявлять остановки. Однако ленточный магнитофон внутри машины быстро сломался, и робот замолчал. А потом и вовсе перестал работать. 

Кстати, когда калининградского робота-кондуктора в 1967 году отправили от Станции юных техников на ВДНХ в Москву, то на эту же выставку от Дома пионеров, где занимался Владимир Осипов, «поехала» и копия того самого исторического паровоза, на котором стоял Ленин. Паровоз был около метра в длину и вызвал к себе не меньший интерес, чем робот.

Детсада больше нет

- Трамвай стал частью жизни многих калининградцев, поскольку долгое время был основным средством передвижения по городу. Меня возили на нем в гости к бабушке и в детский сад, - продолжает герой публикации. - Помню оставшиеся от немцев вагоны, в которых были деревянные сиденья и раздвижные двери. Люди сами их открывали и закрывали. Некоторые, не дожидаясь остановки, выпрыгивали из вагона прямо на ходу. Чтобы я не мешал маме выдавать билеты пассажирам, меня иногда подсаживали в кабину к вагоновожатым, где была ручка управления трамваем с круглым наконечником. 

Владимир садился с мамой в трамвай на разворотном кольце, которое было тогда на улице Александра Невского, и они ехали на проспект Победы. Там находился ведомственный детский сад вагоностроительного завода - № 12.

- Детский сад располагался в красивом немецком особняке. На его территории стояли довоенные скульптуры: медвежата с бочонками меда, мальчик на дельфине и бронзовая волчица с отбитым левым ухом. Все детсадовцы любили на ней «покататься», - рассказывает Владимир.

К сожалению, здания детского сада, в который он ходил ребенком, больше нет. Оно разделило печальную судьбу многих ведомственных дошкольных учреждений (только у вагоностроительного завода их было четыре), от которых с начала девяностых годов начали активно избавляться крупнейшие предприятия города. Здание долго стояло заброшенным, переходило из рук в руки. В 2016 году его снесли. Судьба скульп­тур неизвестна. А вот у калининградского трамвая появился второй шанс на возрождение. На это очень надеются и в это верят многие горожане. В январе в Калининграде началось тестирование нового трамвая «Корсар», который может стать украшением города. В этом году трамваи вернутся на третий маршрут. Пассажиры смогут перемещаться от Центрального парка до Южного вокзала.

СПРАВКА

До начала войны в Кёнигсберге было 15 трамвайных маршрутов, до экономического кризиса девяностых годов в Калининграде – 10 маршрутов. В настоящее время – один.

  • Если у вас есть истории и проекты, связанные с калининградским трамваем, присылайте их в нашу редакцию. Также коротко расскажите о себе. Авторы лучших рассказов и идей получат памятные призы. 
  • Ждем ваши письма, фотографии и зарисовки проектов (горизонтальные) на эл.почту: vt­-39@mail.ru, по Вайберу на тел. 8­-909­-796-­00-­00 или в группы газеты «Вечерний трамвай» в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук. 


Ядвига Латыпова
Количество просмотров: 1170