Праздник для мальчишек: белый трамвай
09.04.2021 15:55
Участник нашего проекта «Трамвай, живи!» Альберт Петрович Бич приехал в Кёнигсберг в апреле 1946 года. Ему было тогда 8 лет
Фрау мыли асфальт
Альберта с мамой и младшим братом Германом вызвала тетя Зоя. Мамина сестра была фронтовичкой, участницей штурма Кёнигсберга. После войны решила здесь остаться вместе с дочкой. Первое время они впятером жили в комнате тети на Сталининградском проспекте (проспект Мира). В 1947 году немецкие пленные отремонтировали дом на ул. Коммунальной, 3, в котором выделили комнату семье Бич.
– Мама работала в продовольственном магазине на ул. Мира, 108. Там и сейчас магазин. Сидела на кассе, вращая ручку немецкого кассового аппарата. Рядом был переводчик, – вспоминает Альберт Бич.
Согласно документам Государственного архива Калининградской области в апреле 1946 года в городе проживало свыше 12000 человек гражданского русского и 46485 человек немецкого населения. Что касается наших людей, в основном это были рабочие промышленных предприятий, прибывшие по вербовке из различных областей страны, и семьи военнослужащих. В городе находились также репатриированные граждане, следовавшие к прежнему месту жительства. Они ожидали отправки или временно работали. Все трудоспособное немецкое население трудилось в промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном отделе, войсковых частях и хозяйственных учреждениях. Из них квалифицированных рабочих было 1447 человек, инженерно-технических работников – 47.
– В городе было много немок, и мы, дети, их немного побаивались, – продолжает наш герой. – Фрау были молчаливые, угрюмые, одеты по-другому. В нашем доме в подвале жила немка с детьми. Она мыла шваброй тротуар, и я впервые увидел, как моют асфальт! У нас такого не было. Для немцев и русских были разные очереди за хлебом. Случалось, что мы стояли в одной очереди, а рядом – наши немецкие ровесники. И у них, и у нас не было отцов. Но мы чувствовали себя победителями и постоянно задирали немецких детей, толкали. Сейчас мне за это очень стыдно.
Отец Альберта Петровича погиб во время блокады Ленинграда, где его семья жила в начале войны. Сам Альберт, его мама и брат уцелели, но были до предела истощены и совершенно безразличны ко всему происходящему: «Когда нас везли из города по Ладожскому озеру, страха перед смертью ни у кого уже не было. Хотелось, чтобы весь это быстрее закончилось. И когда под машиной впереди нас провалился лед, и она тут же ушла под воду вместе с людьми, мама обреченно сказала: «Вот бы и нас так!»
Танки на площади
Пережившего блокаду мальчика Кёнигсберг не испугал. Его первое впечатление от города: «В центре было все разрушено, но дороги расчищены. И везде буйно, пышно цвела белая сирень». Еще мальчика удивили необычные черепичные крыши домов и запомнились танки на площади с опущенными вниз стволами. Их было около восьми. Танки стаскивали со всего города. Один стоял в саду на ул. Пугачева.
– Под разрушенным мостом (на ул. Озерова) был железнодорожный тупик, куда загнали эшелон с оборудованием и пушками, – рассказывает Альберт Петрович. – Я ползал по ним, висел и вращался на стволах. Мне было это очень интересно и весело. Казалось, я один на весь Кёнигсберг. Мы, 8-12-летние мальчишки, были предоставлены сами себе. Многие мои друзья лазили по подвалам. Ребята находили снаряды, пытались их разобрать и погибали. Так трое наших друзей обнаружили в здании на ул. Пролетарской, где сейчас рамполагается стоматологическая клиника, фаустпатроны. Произошел взрыв, и их всех убило. Я избегал подвалов, а вот на рыбалку ходил с удовольствием. Ребята постарше говорили, что рыба разжирела от обилия трупов в местных водоемах. Она хорошо ловилась на голый крючок.
Первое время трамваев в городе не было. В 1948-1949 годах для мальчишек Калининграда было настоящим праздником прокатиться на белом рабочем трамвае с продольными скамейками.
– Помню, когда трамваи спускались у Королевского замка, кондуктор стояла на задней площадке у большого маховика, чтобы тормозить, если скорость увеличится, – говорит один из первых переселенцев.
Альберт Петрович Бич учился в мужской школе № 1. Потом поступил в техникум, окончил вуз. Он имеет ученое звание доцента и до сих пор ведет занятия на кафедре судовых энергетических установок и теплоэнергетики в КГТУ. Его младший брат Герман – известный общественный деятель и писатель. Он рассказывает о прошлом родного города и его людях.
Вагоны «Штайнфурта»
В конце апреля 1946 года начальник оргпланового отдела Управления по гражданским делам Кёнигсбергской области подполковник Антонов составил следующую справку: «Основным видом транспорта внутри Кёнигсберга был трамвай. Имелось три трамвайных парка. Они располагали 300 вагонами, из которых 150-180 были моторными. Общая протяженность трамвайных линий составляла 145 км. Трамвайное хозяйство разрушено».
Но уже 7 ноября 1946 года по переименованному в Калининград городу побежали восстановленные немецкие трамваи. О комфорте пассажиров особо не думали. До начала пятидесятых годов многие трамваи ходили без стекол, освещения, фар и отопления. Все это были прицепные и моторные вагоны завода «Штайнфурт». В 1946 году его преемником стал Калининградский вагоностроительный завод. У нас в области не сохранились образцы подвижного состава, выпущенного заводом «Штайнфурт», но они есть в нескольких музеях и на туристических железных дорогах Германии.
В начале 1950-х годов немецкие трамваи признали нерентабельными. В декабре 1954 года в Калининград поступил первый цельнометаллический вагон LOWA из ГДР, после чего начался процесс постепенной замены старых немецких вагонов на новые.
- Если у вас есть истории и проекты, связанные с калининградским трамваем, присылайте их в нашу редакцию. Также коротко расскажите о себе. Авторы лучших рассказов и идей получат памятные призы.
- Ждем ваши письма, фотографии и зарисовки проектов (горизонтальные) на эл.почту: vt-39@mail.ru, по Вайберу на тел. 8-909-796-00-00 или в группы газеты «Вечерний трамвай» в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук. Предоставляя персональные данные, вы даете согласие на их обработку. Присылая фотографии, вы даете согласие на их публикацию.