Повторяет природу
Фото из личного архива Николая Целовальника

Повторяет природу

28.03.2022 09:00

Николай Иванович Целовальник - единственный в Калининградской области чучельник и художник-реставратор скелетов зверей и птиц

Что внутри птички

- Чтобы создать чучело, у меня уходит от нескольких дней до двух-трех месяцев, - рассказывает о своем любимом деле Николай Иванович. - Но это не означает, что я сижу сутками за работой, делая одного зверька или птицу. В этом процессе есть необходимые технические перерывы. После препарирования я обрабатываю  шкурку. Она должна пропитаться химическими реактивами, пройти выделку, законсервироваться. Далее материал пропитывается ядами от моли. Несколько лет назад я использовал для этого мышьяк, а сейчас беру улучшенный состав - тетраборат натрия. После того, как шкурка высохнет, начинается вся основная работа. Соответственно, чем больше животное, тем длительнее подготовительный этап. Если говорить о сборке птицы, то на это уходит несколько часов. Я делаю каркас, аккуратно выкладываю перья, зашиваю фигурку, что занимает у меня полдня. После этого чучело должно высохнуть. А дальше начинается творческий этап по раскрашиванию клюва, лапок, глаз и снова просушка.

Многих интересует, что находится внутри чучела. Для маленькой птички Николай Целовальник вырезает каркас из пенопласта.  Если он изготавливает животных больших размеров, то использует специальные манекены. Художника-реставратора очень выручают фирмы, которые производят такие манекены. У них можно приобрести глаза, языки, уши и прочие составляющие части тел чучел. Для мастера это очень важно. Созданная профессиональными скульпторами готовая основа существенно экономит его время  на изготовление каркаса, помогает создать качественное чучело. Николаю Ивановичу остается только подогнать манекен под размер шкуры. Чучело волка в экспозиции областного историко-художественного музея сделано именно по такой технологии. 

Череп как талисман

Работы Николая Ивановича известны многим туристам и калининградцам. Чучело белого медведя, созданное его руками, стало экспонатом Музея-ледокола «Красин» в Санкт-Петербурге. В Музее Мирового океана находятся восстановленные художником-реставратором скелеты шестнадцатиметрового кашалота и серого кита, чучела тюленя, моржа и морской свиньи. Изготовленные им чучела зверей и птиц есть в историко-художественном музее и в музее Куршской косы. Также Николай Целовальник создает наглядные пособия для занятий юннатов в нашем зоопарке. По работам мастера юные любители природы изучают анатомическое строение различных животных и птиц. Глядя на его чучела, учатся рисовать воспитанники Детской художественной школы.

- Каждое чучело я делаю  максимально приближенным к оригиналу, чтобы дети могли прорисовать все детали. Природу повторить сложно, но надо к этому стремиться, - уверен мастер.

Благодаря огромному опыту Николай Иванович может сделать любое чучело, но в его доме практически нет собственных работ. Заказы музеев и частных коллекционеров он выполняет в мастерской. Исключение составляют лишь несколько любимых черепов.  

- Один из них - трофейный череп с клыками моего любимого животного бородавочника.  Его мне привезли из Африки. Эта африканская свинья - уникальный зверь по внешнему виду и по повадкам. Бородавочник даже  может напасть на льва. Его череп - как талисман и висит у меня на кухне. В рабочей мастерской у меня висит череп кабанихи бородавочника. Она умерла в середине девяностых годов в нашем зоопарке. И по меркам жизни животных была долгожительницей. 

От рыси до росомахи

- В данный момент я работаю над чучелом росомахи, - продолжает наш герой. - Шкуру животного мне привезли с Севера. Работать с росомахой буду впервые, это заказ для частной коллекции. А начинал я свой творческий путь с рыси. Окончив школу Рижского музея природы еще при Советском Союзе, я получил хорошие знания. У меня были сильные преподаватели. Я мог приехать к ним за советом в любой момент. Когда в нашем зоопарке умерла рысь, я поехал к ним и под чутким руководством преподавателей выполнил свою первую работу. 

К слову, эта рысь до сих пор стоит в выставочном павильоне историко-художественного музея.

Николай Иванович продолжает: «Когда меня приглашают провести экскурсию в музее, я часто слышу вопрос посетителей: «Зачем убивать животных ради изготовления чучел?». Отвечаю, что убитые животные идут на чучела за очень редким исключением. В большинстве своем эти животные и птицы прожили долгую жизнь и пали от естественной смерти, как, например, белый медведь Снежок в нашем зоопарке. Он-то и стал экспонатом Музея-ледокола «Красин». Благодаря Снежку нет никакой необходимости ехать на Север и охотиться за белым медведем. Другое дело, что многие животные лишаются жизни из-за людей. Их сбивают машины, они гибнут, столкнувшись с линиями высоковольтных электропередач, разбившись о стекла высоток. Не зря же в Европе на стеклянных щитах вдоль автобанов рисуют силуэты птиц. Видя эти изображения, птицы рефлекторно летят в другую сторону и этим избегают столкновения. Используя свои знания, я даю погибшим животным и птицам вторую жизнь».


Фотосюжет:
Фото из личного архива Николая Целовальника

Количество просмотров: 1339