Патриотами не рождаются…
Фото из личного архива Александра Пятикопа

Патриотами не рождаются…

12.02.2021 16:59

Что поможет воспитать в молодежи любовь к Родине, рассказал наш депутат Государственной Думы, Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Александр Пятикоп.

Семейные традиции

- Александр Иванович, патриотами не рождаются - ими становятся. Откуда это идет?

- Так или иначе, но патриотизм идет из семьи. У меня оба деда были на передовой. Они награждены орденами и медалями. Василий Маркович Горченок, дедушка по маминой линии, погиб под Варшавой в 1944 году. Дедушка по папиной линии Григорий Захарович Пятикоп вернулся с фронта, но сердце подорвал. Он умер в 62 года, не дожив до 30-летия Великой Победы. 

Воевали и родные братья моей бабушки Ирины Артемовны. Сама она полтора года прожила в захваченной фашистами Брянской области и испытала на себе все тяготы и лишения оккупации. В конце 1941 года ее годовалая дочка умерла от скарлатины … 

Старший брат бабушки Петр Артемович Винокуров - военный врач от Бога - дослужился до подполковника медицинской службы. Его дважды арестовывали по доносам, а после войны он стал первым главврачом Калининградской железнодорожной больницы. Средний брат бабушки Василий Артемович пошел на фронт добровольцем. Был политруком роты. Скончался в госпитале г. Керчи от тяжелого ранения в октябре 1941 года. Ее младший брат Иван Артемович стал летчиком-истребителем и дожил до Победы. Воинские традиции продолжил мой младший брат Дмитрий. Он кадровый военный, подполковник запаса. Сейчас работает в одной из структур Минобороны РФ. 

Наша семья всегда была патриотически настроена. От родных я узнавал правду о вой­не и много читал -  отец приучил к книгам о героическом прошлом нашей страны. Все эти истории откладывались в моей памяти, впитывались в меня с детства, как в губку. В школьные годы я участвовал в туристических слетах, военно-спортивных играх «Зарница» и  «Орленок». Был командиром отряда в телевизионной игре «Сильные. Ловкие. Смелые». В студенческие годы возглавлял спортсовет исторического факультета нашего университета, ежегодно участвовал в научно-практических конференциях по исторической проблематике.

Школьное воспитание

- А что такое в вашем понимании патриотизм? Где ему учат помимо семьи?

- Патриотизм, прежде всего, это любовь к Родине и деятельность на благо Родины. До службы в армии я окончил исторический факультет КГУ по специальности «Историк. Преподаватель истории и обществоведения». Учился и подрабатывал спортивным инструктором в Доме пионеров, проводил занятия по истории, физкультуре в средней школе № 29. Срочную службу начинал в Образцовом учебном полку Краснознаменного Прибалтийского военного округа. После этого в звании сержанта был направлен в Одесский военный округ. Во время службы в армии у меня зародилась идея создания военно-патриотической школы. Это пропедевтическая работа с будущими профессиональными воинами, подготовка к службе в Вооруженных силах, социальная защита подростков, военно-патриотическое воспитание.

В 1991 году был создан первый в области военно-патриотический класс на базе школы № 20, в которой я работал в то время директором. У нас был договор с Калининградским авиационно-техническим училищем. Школьники надевали форму и три раза в неделю посещали курсы на базе училища. Был и мощный эстетический блок (музеи, театры, кино, чтение книг).  Со временем это был уже не один класс, а военно-патриотическая школа, в которой работало более 20 мужчин - офицеры-воспитатели, учителя-предметники. Когда в 2001 году я уходил работать в горсовет, в нашей школе было 600 учащихся в форме. Это больше батальона! Свыше 400 выпускников школы стали профессиональными офицерами различных силовых структур. 

За десять лет, к 2001 году, в области были созданы 164 класса военно-патриотической направленности. Сейчас это кадетские классы с разной направленностью - МЧС, ФСБ, Следственный комитет. У нас есть морской кадетский корпус Андрея Первозванного. Я опекаю классы кадетского корпуса Великого князя Александра Нев­ского на базе школы № 24. 

Один из депутатских наказов, которые я реализовал, - создание в регионе филиала Нахимовского училища. Сейчас там учатся 247 человек, а после ввода второй части корпусов с 1 сентября этого года к занятиям приступят 500 человек. Это важно для социальной защиты семей военнослужащих и продолжения воинских традиций. Кроме того, я активно поддерживаю движение «Юнармия». Это ребрендинг игр «Орленок» и «Зарница». 

Практику военно-патриотического образования я обобщил в диссертации по теме «Военно-патриотическое воспитание школьников как фактор повышения качества образования». В 2000 году в соавторстве была написана научная монография «По долгу и призванию». 

Учеба и не только

- После развала СССР от школ стали требовать качества обучения, но не воспитания будущих членов общества. Государство понимает, насколько это опасно в современных реалиях?

- Конечно, понимает и принимает меры. 15 января 2020 года в Послании к Федеральному Собранию наш президент дал указание восстановить в государственных образовательных организациях воспитательную работу в полном объеме. Это могут быть и поисковые отряды, исторические реконструкции, патриотические квесты. Сейчас стоит задача активизировать деятельность ДОСААФ. 

Россия в последние годы столкнулась с различными вызовами и угрозами. Та же пандемия, например. Она активизировала волонтерское движение в нашей стране. Желание помочь не только родному, но и чужому человеку, -  особое состояние души, и это патриотизм. Уход за братскими могилами, реконструкция великих сражений, выставки на тему войны, шефство над ветеранами, участие в конкурсах на тему истории страны через историю своей семьи, даже хорошая учеба или победа в спортивных соревнованиях, - это тоже патриотизм. Все форматы реально работают и объединяют людей. Патриотизм уже стал нашей национальной идеей. Да, у нас еще есть нерешенные проблемы, но их можно и нужно решать сообща. 

- Как вы относитесь к акциям в защиту Навального? Они проходят также с патриотическими лозунгами?

- Я никак не связываю акции в защиту Навального с патриотизмом. Они направлены не на укрепление, развитие нашей страны, а на дестабилизацию, отказ от тех духовных ценностей, которые скрепляют граждан России. Против нашей страны ведутся гибридные и информационные  войны. Ее идеологи пытаются воздействовать на молодежь, у которой только формируются нравственные ориентиры. Калининградская молодежь проводит каникулы в Европе, не задумываясь, какие проблемы скрываются за красивым фасадом ЕС. Лучше узнавать свою страну юным жителям нашей области помогают поездки по программе «Мы - россияне» в Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца при поддержке федерального бюджета.

Чтобы не потерять молодежь, нам важно сохранить традиционные для нашего народа духовные ценности, вернуть их в школу и семью. И здесь очень ответственная миссия у традиционных религий, действующих на  территории страны. Вера, строительство храмов объединяют людей. Общность - это то, что всех нас роднит. Калининградская область многонациональная, здесь много смешанных браков, однако у нас нет конфликтов на национальной или религиозной почве. Мы все - разные, но это не мешает нам дружить, принимать гостей со всего мира. На протяжении 7 лет вместе с руководством Калининграда мы проводили международный конкурс для учителей начальных классов «Янтарная сова». Педагоги приезжали из разных стран. Они общались, обменивались опытом. Но в основе этой народной дипломатии был русский язык. Региональная Федерация тяжелой атлетики, которою я возглавляю, на протяжении 21 года проводит международный турнир «Янтарная штанга»12+ памяти участника  штурма Кёнигсберга Эрика Исааковича Цирика. На него приезжает молодежь из разных стран, показывая тем самым уважение к нашему народу и его традициям. 

- Какую главную задачу вы, как депутат и педагог, ставите перед собой? И что пожелаете нашим читателям в канун Дня защитника Оте­чества?

- Буду и дальше развивать закон «Об образовании» через подзаконодательные акты к нему в направлении военно-патриотического воспитания молодежи с акцентом на семью. Продолжу работу по восстановлению статуса юридического лица военно-морского института им. Ф. Ушакова, буду добиваться создания в регионе кадетских корпусов ФСБ РФ, МЧС РФ, повсеместного развития музеев.

Традиционно 23 февраля - праздник настоящих мужчин. В нашей стране защитники Оте­чества всегда пользовались уважением. Хочу пожелать им здоровья, семейного счастья, благополучия и мирного неба над головой!

Ядвига Латыпова

Фотосюжет:
Фото из личного архива Александра Пятикопа

Количество просмотров: 1161