Мост из прошлого в будущее
07.11.2022 09:00
Как полвека назад в Калининграде строили первую эстакаду
О необходимости возведения в бывшем Кёнигсберге подобного моста впервые заговорили еще в конце 40-х. Центр города тогда хотели застроить зданиями в сталинском стиле. А вместо двух немецких мостов задумали возвести один большой - причем неразводной и высокий, способный пропускать любые речные суда.
После скоропостижного ухода Сталина во многих сферах жизни начались стремительные изменения. Новый курс вскоре был взят и в градостроительстве. Вот и в Калининграде вместо помпезных «сталинок» стали строить невыразительные, но дешевые хрущевки. При этом от идеи возведения в центре города нового моста не отказались. Только теперь его предлагалось строить немного в стороне. Старые же мосты, расположенные на оси Ленинского проспекта, планировалось не демонтировать, а реконструировать.
Выразителем этой идеи стал главный архитектор Калининграда Владимир Ходаковский. Он вообще выступал за то, чтобы сохранить как можно больше из остатков Кёнигсберга. Так, считал, что нужно не добивать, а привести в порядок наиболее уцелевшую западную часть Королевского замка, устроив там музей и пристроив к нему «управленческое или центральное городское здание типа общенародного клуба с трансформирующимся залом, где могут проводиться массовые собрания, митинги, театральные представления, спортивные выступления».
- Из-за замка Владимир Васильевич и лишился своей должности, - вспоминал много лет спустя Вадим Еремеев, один из старейших и заслуженных архитекторов Калининграда. - От Ходаковского требовали согласия на снос. А он отказывался…
Что же касается первой эстакады, то Ходаковский предлагал строить ее ниже по течению Преголи, сделав продолжением улицы Серпуховской - там, где два рукава реки сливаются в один. Эта магистраль и должна была принять на себя основной транспортный поток. А Ленпроспекту отводилась роль «торгового центра и прогулочного бульвара», доступного только для легковых авто. Многим и сегодня нравится план Ходаковского 60-летней давности. Однако не сложилось, и первую эстакаду было решено возвести все-таки на месте старых мостов.
СИМВОЛ НОВОЙ ЖИЗНИ
К осени 1969-го подготовительный этап завершился и с 22 сентября движение по Ленпроспекту с одного берега Преголи на другой было закрыто. Даже при тогдашнем трафике это стало проблемой. Все поехали в объезд - по двухъярусному мосту или через остров. И везде сразу возникли заторы. Мучиться в них пришлось до 10 декабря 1969-го, когда заработала понтонная переправа через реку, наведенная между улицей Портовой и пустырем, где теперь Дворец спорта «Юность».
В Калининграде для Мостоотряда № 24 первая эстакада была далеко не первым объектом. Ранее его специалисты строили путепроводы на улицах Суворова и Генерала Озерова, на Киевской и Железнодорожной, восстанавливали «Берлинку» и двухъярусный мост. Но, имея богатый опыт, не чурались строительных новинок. А что-то вообще апробировали. Так, при сооружении нашей эстакады на работах по устройству буровых скважин впервые в СССР был применен новый метод бурения. Как рассказывал в те дни начальник участка Иван Буганов (один из самых заслуженных калининградских мостостроителей), «если раньше удержание стенок скважин от обрушения производилось с помощью глинистого раствора, теперь эту операцию выполняем с помощью гидростатического напора, то есть давлением воды. Благодаря новому методу сократилось время бурения и отпали затраты, необходимые для приготовления глинистого раствора».
Первую эстакаду торжественно открыли вечером 5 ноября 1972-го. И это был не просто самый большой в Калининграде мост. Это был символ новой жизни. Весомый в прямом и переносном смысле аргумент в пользу того, что на месте бывшего Кёнигсберга строится совершенно другой город. И обратной дороги нет.
В рамках этой архитектурной революции возводились тогда уже и другие «точки опоры»: Дом Советов, гостиница «Калининград», Дом быта, кинотеатр «Октябрь», Дворец спорта. Первым же подобным объектом, утверждавшим примат нового (нашего, прогрессивного) над старым (чуждым, отжившим), стала именно эстакада.
НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ЗВОНОЧКИ
Даже у противников строительства этого моста, когда они впервые поднимались на него, захватывало дух. С высоты эстакады знакомый город выглядел иначе, открывались какие-то непривычные, неожиданные виды, мерещились некие грандиозные перспективы…
Эстакада не только радикально изменила вид центра города. Она изменила здесь масштаб. Вокруг нее все словно присело, уменьшилось, потерялось. И теперь для архитектурного равновесия рядом и правда напрашивалась громада-доминанта Дома Советов.
Говоря образно, первую эстакаду построили на вырост. Машин было мало, старые мосты справлялись с транспортным потоком. Вот многим простым горожанам и казалось: стоило повременить с эстакадой. Дескать, вместо того, чтобы бросать такие средства и силы на эту махину, лучше б еще жилых зданий построили…
Однако умные головы думали о будущем. Да, поначалу на эстакаде даже в часы пик было пустынно. Но благодаря тому, что ее построили с большим запасом, еще четверть века мы прожили, не ведая, что это такое - автомобильные пробки. Первые серьезные заторы здесь стали возникать лишь в конце 90-х.
Между тем и их могло не быть. Ведь еще не закончилось строительство первой эстакады, как уже начали делать проект второго моста через Преголю. «Автомобильное движение с годами будет возрастать, и существующих мостов станет недостаточно для того, чтобы в полной мере удовлетворить потребности города. Поэтому решено строить еще один мост через реку», - поделился с горожанами в октябре 1972-го градостроительными планами тогдашний главный архитектор Калининграда Юрий Покровский.
Так уж вышло, что возведение второго моста началось лишь в 1985 году. И не там, где следовало бы. Изначальная идея соединить этим мостовым переходом Литовский вал и Аллею Смелых была явно удачнее, чем вариант: Дзержинского - 9 Апреля. К тому же через остров новую магистраль сперва хотели проложить по насыпной дамбе. Однако она не получалась - все, что там насыпали, уходило в зыбкую почву. В результате проект пришлось переделать, заменив дамбу эстакадой. Когда же переделали проект, не стало денег на строительство. Объект заморозили, достроив лишь в декабре 2011-го...
Два эстакадных моста в центре Калининграда изменили дорожную ситуацию к лучшему. При этом за дальнейшую судьбу первой эстакады становится тревожно. Так, если впервые ремонтировать ее пришлось лишь через 25 лет после постройки, то последнее время туда что-то зачастили ремонтники. А сейчас вот стало известно, что власти были вынуждены радикально изменить схему движения готовящегося к запуску трамвайного маршрута № 3. Оказывается, состояние первого эстакадного моста не позволяет вновь пустить по нему трамваи. В общем, новость, не очень-то подходящая к золотому юбилею.