Катались на «колбасе» и открывали двери
08.02.2021 10:20
Участник нашего проекта «Трамвай, живи!» Константин Александрович Коптяков родился в Калининграде в 1978 году. Здесь же родились его отец и сын. Оба - Александры Константиновичи Коптяковы. Вот такая семейная традиция в их роду - передавать старшим сыновьям имена по наследству.
Балтрайон не предлагать!
Костя вырос в Балтийском районе Калининграда, или «Балтоне» - на местном сленге. В обывательском понимании район начинался за железнодорожным мостом, шел по улице Киевской, прихватывая соседние улицы, и уходил в сторону улицы Транспортной. Здесь трамвайно-транспортное сообщение города с его окраинами обрывалось. Район многим не нравился из-за старого немецкого фонда и неприветливой местной молодежи, которая не жаловала чужаков из других частей Калининграда. В объявлениях о покупке жилья часто писали: «Балтрайон не предлагать!»
В Балтийском районе было несколько микрорайонов с неофициальными названиями, которые сохранились до сих пор. Детство Кости прошло на улице Транспортный тупик. Как и на соседней улице Транспортной, здесь стояли немецкие дома, в которых жили работники судостроительного завода. Две улицы с домами образовали микрорайон, который по созвучию мягко называли «Тряпка». В девяностых, когда молодежь увлеклась американскими боевиками, появилось второе название микрорайона - «Манхеттен» - из-за его оторванности от других улиц. Но оно не прижилось, в отличие от привычной «Тряпки».
На карте города Балтрайона уже нет.
Опасные традиции
Разворотное трамвайное кольцо было недалеко от дома Кости.
- В классе пятом-седьмом мы с друзьями катались на «колбасе». Так называлось сцепное устройство трамвая, - рассказывает Костя. - Забирались на него сверху и ехали так одну-две остановки. Трамвай шел по выделенной для него полосе, и угрозы попасть под другой транспорт не было. Но это все равно было опасное развлечение, которое продолжают современные подростки. По Фестивальной аллее «пятерка» иногда возит мальчишек на «колбасе».
Для детворы Балтрайона было особым шиком проехать в трамвае с открытыми дверями.
- Они закрывались автоматически. Мы заскакивали во второй вагон и подкладывали картонку так, чтобы блокировать задние двери. Ехали «с ветерком», смеясь и толкаясь. Вагоновожатая замечала наше хулиганство не сразу. А как только останавливала трамвай, чтобы накрутить нам уши, мы стайкой выбегали из вагона и неслись прочь.
На трамвае жители Балтрайона ездили в «город», так многие называли Калининград, и на Южный вокзал, чтобы уехать оттуда на электричке зеленого цвета к морю. Для детворы тех лет поездка на море была настоящим праздником, ярким, запоминающимся событием.
Фанта и кола у моря
- Мы с мамой Галиной Викторовной и папой Александром Константиновичем обычно ездили в Светлогорск. Там чувствовалась какая-то особая атмосфера приморского курортного городка. Зеленоградск уже застраивался, многоэтажные дома давили, визуально портили местный колорит. А в Светлогорске отдыхающих со всего Советского Союза встречали уютные домики с непривычной архитектурой, тихие зеленые улочки и любимый многими «аттракцион» - канатный подъемник. И, конечно, само Балтийское море, - вспоминает Костя. - Пляж в начале восьмидесятых годов мне, тогда еще восьмилетнему мальчишке, запомнился более широким, чем сейчас. И тем, что на песке почему-то всегда было много бычков от сигарет и копошащихся колорадских жуков.
Дети и взрослые не обращали внимания на эти «мелочи».
- Поскольку Зеленоградск и Светлогорск были курортами федерального значения, то их снабжение отличалось, - продолжает наш герой. - Так, только там продавались бутылочки фанты и пепси. И только там было мороженое в рожках, большой выбор соков на розлив. Это время было самым беззаботным, радостным и счастливым в моей жизни!