Как появилось православие в Восточной Пруссии
27.04.2020 10:45
По материалам с сайта Калининградской епархии и телеканала «Свет»
Косвенные свидетельства различных источников позволяют гипотетически предположить, что уже в XI в. предпринимались единичные и малоудачные попытки христианизации прусских племен со стороны Руси. Тевтонское завоевание остановило этот процесс.
В последующие столетия Средневековья орденские земли и владения прусского герцога посещали многие православные люди. Кто-то из них задерживался здесь на продолжительное время. Так, на службе у герцога Альбрехта недолго состоял Франциск Скорина (по некоторым сведениям, он был православным, хотя это невозможно доказать). В польской части Восточной Пруссии содержались в плену экзарх Константинопольского патриарха архидиакон Никифор Кантакузен и Тушинский (на тот момент) митрополит Филарет (Романов).
В середине XVII в. на территории Пруссии появилась первая православная община. Ее образовали бежавшие из западнорусских земель Речи Посполитой православные священники, монахи и миряне. Ко второй половине того же столетия относятся известия о деятельности в Кёнигсберге и других населенных пунктах Восточной Пруссии еще нескольких православных общин. Верующие и духовенство получали от местных властей право на проведение церковных служб и обрядов. Сохранилось упоминание о наличии православной церкви в Кёнигсберге в 1680 г.
Из католиков в православные богословы
Примечателен для истории православия на территории нынешней Калининградской области XVII век. Два выходца из Восточной Пруссии принадлежат к числу подвижников русского православия. Это Иннокентий Гизель и Адам Зерникав. Первый происходил из реформатской (кальвинистской) семьи. В молодости он переехал в западнорусские земли, перешел в православие и принял постриг. В 1643 г. Гизель стал игуменом Дятловицкого монастыря на Украине, а в 1646 г. – ректором Киевской коллегии – первого высшего учебного заведения в истории России, затем он стал настоятелем Киево-Печерской Лавры. Не менее примечательно его духовное наследие. Он входил в число крупнейших церковных писателей XVII в., был близок святителю Димитрию Ростовскому, являлся автором фактически первого пособия по русской истории «Синопсис».
Адам Зерникав, родившийся в Кёнигсберге и окончивший университет Альбертина, чуть позже повторил путь Гизеля. К мысли о необходимости перехода в православную веру он пришел богословским путем – изучая труды отцов Церкви в библиотеках ведущих университетов Европы. На Украине он оказался в 1679 г. и в Чернигове принял православие. Писал богословские труды, главный из которых – «Об исхождении Святого Духа от одного только Отца».
Русский Кёнигсберг
В 1720–1730 гг. в столице Восточной Пруссии появилась регулярная православная община во главе с Василием Квасовским – торговцем и владельцем типографии, издававшем книги на польском, русском и церковнославянском языках. В годы Семилетней войны (1755 – 1762 гг.) территория Восточной Пруссии входила в состав Российской империи: в 1758 году кёнигсбержцы присягнули императрице Елизавете Петровне, и до весны 1762 г., до заключения мира, Восточная Пруссия имела статус российского генерал-губернаторства. В это время действовало несколько православных храмов. Предназначались они не только для русских солдат и офицеров, но и для местных жителей, переходивших в новую веру. Но это не стало массовым явлением.
Наиболее долговременная русская православная община Восточной Пруссии была образована в 1820-1830-х гг. старообрядцами-беспоповцами федосеевского согласия, которые преследовались на родине. Местом ее расположения стали земли, населенные польскими протестантами (мазурами), на северо-востоке современной Польши (район Мазурских озер). Здесь же возникли и первые русские монастыри.
С 1847 до середины 1880-х годов здесь действовала мужская обитель староверов-федосеевцев и маленький женский монастырь. Наиболее известным их настоятелем был Петр Леднев (другое имя – Павел Прусский). В середине 1860-х гг. он перешел в единоверие и его примеру последовали несколько иноков. Другие насельники старообрядческого монастыря не поддержали своего духовного лидера, в итоге Павел Прусский был вынужден оставить родную обитель. С 1880 г. на месте Войновского монастыря возникла женская монашеская община старообрядцев поморского согласия. Кроме того, в середине XIX века на территории Восточной Пруссии был еще один женский старообрядческий монастырь – в Майдане.
Община из эмигрантов
После революции в России, в начале 1920-х годов, на территории упоминавшегося района Мазур образовалась еще одна единоверческая община. Настоятелями здесь служили о. Диодор Колпинский, а затем – отец Александр Аваев. Последний окормлял небольшие группы православных в различных городах провинции. Одной из них была община РПЦ в Кёнигсберге, состоявшая из нескольких десятков русских эмигрантов. Ее, за отсутствием постоянного священника, возглавлял видный деятель русской эмиграции – богослов, философ, преподаватель Кёнигсбергского и Варшавского университетов Николай Сергеевич Арсеньев. Единоверческая и кёнигсбергская общины вошли в юрисдикцию авторитетнейшего русского архиерея в эмиграции митрополита Евлогия (Георгиевского).
В годы Второй мировой вой-ны численность православного населения Восточной Пруссии увеличилась – за счет военнопленных и остарбайтеров, так называли работников, угнанных из захваченных фашистами территорий СССР и стран Восточной Европы. Среди них находились и священники. На Мазурах по-прежнему действовала единоверческая община. До последнего момента она сохраняла каноническую верность митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Ее настоятель отец Александр Аваев в проповедях высказывался за победу России над Германией и чудом избежал ареста.