«Хочется работать с учениками, а не с бумагами»
Фото из семейного архива Руслана и Ирины Дудукян

«Хочется работать с учениками, а не с бумагами»

04.10.2021 09:00

5 октября – Всемирный день учителя. О насущных проблемах представителей этой профессии рассказала преподаватель иностранного языка Ирина Дудукян

Одна профессия на двоих

Супруги Руслан и Ирина Дудукян окончили педагогический колледж в Черняховске. Руслан - физкультурное отделение, Ирина - отделение начальной школы с иностранным языком. С учебной поры они неразлучны и дома, и на работе.

- Мы с мужем много лет трудились в Озерской средней школе. Я работала не только учителем, но и директором школы, - рассказывает преподаватель иностранного языка с 20-летним стажем Ирина Дудукян. - В этом году решила поэкспериментировать - поработать с более взрослыми учениками. Устроилась в родной педагогический колледж в Черняховске. Исходя из своего личного опыта, сделала вывод: в школе с детьми работать тяжелее, ведь к каждому нужен четкий и грамотный подход, чтобы не обидеть ученика, учесть его индивидуальные особенности. Со студентами намного проще, поскольку это люди уже сформировавшиеся.

Супруги перешли из школы в колледж вместе, работают «семейным подрядом». С трудоустройством проблем не возникло. Руслан, так же как и Ирина, зарекомендовал себя высококлассным специалистом. Он активно занимается педагогической и тренерской деятельностью, является вице-президентом Федерации тайского бокса Калининградской области. 

- У меня своя методика работы с детьми и молодежью, - делится секретами профессии Ирина. - Я всегда стараюсь по-человечески понять ученика, студента, и каждый чувствует, как к нему относятся. Учителю не надо «надевать корону» или кричать - этим никогда ничего не добьешься. Можно запугать детей, но они не должны бояться! В работе поможет только личная симпатия ребенка к учителю. Уважение можно заслужить, если любить всех своих учеников. 

Династия учителей

Ирина - не первый педагог в семье. Она вспоминает: «Моя мама тоже окончила педагогический колледж и преподавала в начальных классах. У нас уже учительская династия. Всю жизнь мама проработала в школе, и только пять лет назад вышла на пенсию».

Супруги Дудукян надеются, что кто-то из их троих детей продолжит семейную традицию. И станет учителем в третьем поколении.

- Старшему сыну Артуру сейчас 17 лет, - говорит Ирина. - Он размышляет о том, куда поступать, но, наверно, профессию учителя не выберет. А вот наша Эвелина - может. Ей 13 лет, и мы замечаем в характере дочери способности лидера. Возможно, она продолжит династию и выберет работу в начальной школе, поскольку ей это интересно. Младшей дочери Софии всего 5 лет, ей еще рано думать о своем призвании.

Профессия учителя важна для общества, но многие педагоги уходят из школ, увеличивая нагрузку на остальных учителей. Ирина Дудукян знает об этой проблеме, особенно острой в поселках области, не понаслышке. Когда была директором сельской школы, ощутила, насколько тяжело работать, когда не хватает кадров.

Согласно данным Калининградстата, за последние пять лет количество учителей во всех организациях начального, основного и среднего общего образования нашей области увеличилось всего на 200 человек и составило 6100 человек. В то же время учеников стало больше на 15 500. Всего 117 800 человек. Поэтому если в 2016 году на одного учителя в среднем приходилось 17 учеников, то в 2021 году - 19 учеников.

Дети не любят читать

Ирина высказала позицию свою и коллег-педагогов по поводу одной из главных причин: «Многих раздражает бюрократия. Учителям хочется вести уроки, работать с учениками, а не с бумагами. В начале двухтысячных, когда не было компьютеров, работалось проще. Сейчас стало намного сложнее работать из-за огромного количества бумаг, сваленных на учителя. В образовательных учреждениях, как и в медицине. Врачи сидят и не отрывают взгляд от компьютера во время приема, потому что им надо все зафиксировать. У врача и пациента не возникает контакта, отсюда - недовольство. Опасаюсь того, что в образовании произойдет то же самое, и контакт человека с человеком пропадет».

Также калининградских учителей волнует низкая мотивация детей. Они смотрят на блогеров и тиктокеров - людей без образования, которые зарабатывают при этом большие деньги уже в раннем возрасте, и не понимают смысла обучения. Учителю нужно сильно постараться, чтобы увлечь учеников своим предметом, тем более что многие дети не любят читать - книги им заменил смартфон. Актуален также вопрос больших провалов в усвоении учениками знаний из-за дистанционного обучения: многое сейчас приходится наверстывать параллельно с изучением новой темы. Теряется и доверие к школе. Дети говорят: «Зачем она вообще нужна, если мы и сами можем все посмотреть в интернете?» При этом нагрузка на учителя и школьника при дистанционном обучении вырастает в разы. Одной из особенностей нашей области является большое количество в классах детей мигрантов, особенно из Средней Азии. Они хуже подготовлены, имеют проблемы с русским языком и из-за этого труднее усваивают материал. Эти дети требуют к себе дополнительного внимания. В некоторых школах уже проводят уроки русского языка как иностранного. 

Еще одна проблема связана с мерами государственной поддержки. Они нацелены на привлечение молодых педагогов, тогда как в школах много более взрослых и опытных учителей, которые не могут рассчитывать на льготы.

- Сельские учителя могут получить средства по программе «Земский учитель». У нас такой возможности не было, и за долгий период работы мы с мужем никакой поддержки от государства не получили, как и многие наши коллеги, - с горечью признает Ирина. 

Поучаствовать в федеральной программе «Земский учитель» сегодня могут молодые учителя со средним или высшим профессиональным образованием. Они должны переехать в сельскую местность или город с населением до 50 тысяч человек и отработать там 5 лет. Участники программы получают единовременную выплату в размере миллиона рублей.

В министерстве образования Калининградской области рассказали о других мерах поддержки учителей: «Если педагогический стаж составляет более трех лет и учитель нуждается в улучшении жилищных условий, он может получить социальную поддержку на выплату первоначального взноса при покупке жилья по программе ипотечного кредитования. Если он согласится поработать в сельской местности, то возможно предоставление жилья или его съем за счет школы. Также предоставляются коммунальные льготы - 3500 рублей ежемесячно на возмещение коммунальных платежей».

Наша героиня, как и ее коллеги, работает не ради льгот. Ирина Дудукян говорит: «Со временем приходит понимание того, что ты делаешь великое дело. Миссия учителя - большая и ответственная. Она - в наших сердцах!»

ЦИФРА

  • 185 организаций начального, основного и среднего общего образования работают в Калининградской области.
Количество просмотров: 873