Главная дорога города
Фото из архива автора

Главная дорога города

17.04.2023 09:00

60 лет назад в Калининграде появилась улица № 1 – Ленинский проспект

Сегодня по такому поводу наверняка устроили бы грандиозное шоу. А тогда все прошло более чем буднично. 16 апреля 1963-го в местной печати появилась крохотная заметка: в ознаменование 22 апреля - дня рождения Ленина - улицы Маяковского и Житомирская объединяются в Ленинский проспект (соответствующее решение горисполком принял 17.04.1963).

Таким образом с главной городской улицей определились, когда бывший Кенигсберг уже почти двадцать лет был нашим. Это, конечно, показательный факт, говорящий о многом. И о том, насколько сильно пострадал город в войну. И о том, до чего бедно жила страна. И о том, как же долго не было уверенности насчет будущего этой трофейной земли.

Но шли годы, суровую зиму позднего Сталина сменила хрущевская оттепель. Пояс, туго затянутый после войны, мало-помалу отпускали. А в то, что область «отдадут Германии», уже куда меньше верили. Значит, пора по-настоящему благоустраивать Калининград. И начать было решено с центральной части. А остальное, как говорится, приложится.

Где сердце города - там и главная транспортная артерия. По словам бывшего директора института «Калининградгражданпроект» Владилена Адрианова, впервые задача «сделать улицу» от вокзала к центру перед проектировщиками была поставлена в конце 50-х.

- Возможности местных строителей в ту пору не выходили за рамки двух-трехэтажных домов. Исходя из этого и был разработан первый проект: цепочка двухэтажных зданий от привокзальной площади до разводного моста возле разрушенной биржи (ныне - Музей изобразительных искусств).

Застройка невысокого полета

Вместе с тем специалисты понимали значимость этой улицы. И потому сами же выступили с резкими возражениями против подобного проекта, который с точки зрения архитектуры просто загубил бы будущий Ленпроспект. Было непросто убедить власти подождать. Но, к счастью, удалось.

Что не вызывало споров, так это направление будущей главной дороги. Одной половиной ее должна была стать улица Житомирская. Это сегодня от нее остался лишь «аппендикс». А раньше она простиралась от площади Победы до Преголи. Другая половина нынешнего Ленпроспекта (от реки до площади Калинина) - это бывшая улица Маяковского.

К началу 60-х калининградская стройиндустрия «подросла». Появился и новый проект улицы № 1 - уже с домами в пять этажей и девятиэтажными вставками. В газетах писали, что «пройдет не так уж много времени, и наш город будет по праву гордиться широким, просторным, озелененным проспектом, носящим имя великого Ленина». На деле, расчистив руины, на их месте начали возводить хрущевки. Да, они позволили в короткий срок множество людей переселить из бараков и коммуналок. Но глаз хрущевки, прямо скажем, не очень радуют.

Они поныне стоят по всему Калининграду, едва ли украшая его. Что же касается результата такой застройки архитектурно убитого Ленпроспекта, то особенно невыразительным, провинциальным, уныло-однообразным получился участок от площади Победы до Преголи. Во-первых, здесь вообще не возвели обещанных высотных вставок. Во-вторых, все-таки построенные дома оказались даже не пяти, а четырехэтажными. Что сделало еще неказистее и сами хрущевки, и весь район.

Исправить сложно, но можно

Знающие люди понимали, что это не просто некрасиво, что закладывается архитектурная мина для потомков. Уже летом 1963-го в Калининград приехали специалисты столичного института «ГИПРОгор». Сутки напролет они проводили на новорожденном проспекте, привлекая к своей работе местных коллег, работников горисполкома, коммунальщиков, строителей.

Одним из итогов того мозгового штурма стала программная статья «Ленинский проспект» главного архитектора Калининграда Владимира Ходаковского, которая 17 ноября 1963-го вышла в «Калининградской правде». Учитывая то, в какое время она была написана и должность автора, статья на удивление смелая. Суть ее: главная улица города - никакая, весь вид портит. Однако гораздо больше места в статье было уделено не критике, а тому, как исправить ситуацию. Ходаковский писал: необходимо изменить «силуэт застройки». Четырехэтажные хрущевки нужно повысить хотя бы на один этаж. Между ними возвести павильоны, где разместились бы торговые и бытовые учреждения. А в узловых точках улицы построить дома повышенной этажности, которые «держали» бы пространство.

Также главный архитектор предлагал новый мост через Преголю строить не вместо двух разводных немецких (где теперь и проходит первая эстакада), а сделать его продолжением улицы Серпуховской. Эта магистраль должна была взять на себя основной транспортный поток. Ленпроспекту же отводилась роль «торгового центра и прогулочного бульвара», доступного только для легковых автомобилей.

А два старых моста на оси проспекта Ходаковский хотел реконструировать. Он вообще был за то, чтобы сохранить как можно больше из того, что уцелело от Кёнигсберга. Так, рекомендовал властям привести в порядок уцелевшую часть Королевского замка.

- Из-за замка Владимир Васильевич и лишился своей должности, - рассказывал много лет спустя Вадим Еремеев, один из старейших и заслуженных архитекторов Калининграда. - От Ходаковского требовали согласия на снос. А он отказывался…

От реновации к мундиалю - в будущее

В 90-х начались разговоры о реконструкции Ленпроспекта. А именно: расселить и снести хрущевки, взамен построив что-то красивое и современное. Но в бюджете денег на это не находилось. Инвесторы же не рвались вложиться в «проект века».

Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как Калининград оказался в числе городов, которым доверили принимать матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Ленпроспект был назначен протокольным маршрутом мундиаля. И власти постановили: если не можем пока избавиться от хрущевок, давайте хотя бы «припудрим» их фасады.

Для затравки «переосмыслили» пару зданий на нечетной стороне в начале проспекта. И первый блин вышел не комом: старые советские дома заиграли новыми красками. Однако чиновники остались недовольны результатом: курс-де взят на историзм, а его-то как раз и маловато будет. Так что следующие объекты решили более радикально реконструировать под старину. В «ганзейском стиле», как это формулировалось.

Что получилось по факту? Внешняя бутафория а-ля Кёнигсберг - и без перемен внутри. При этом ремонты причиняли жильцам немало, мягко говоря, неудобств (в частности, из-за разобранных крыш люди жили с тазиками). Немудрено, что чем дальше, тем сложнее было уговаривать народ соглашаться на реновацию. Самых упорных уговорили лишь не так давно. При этом «ганзейский стиль» им уже не грозит. Признано, что это был перебор, и подход к ремонту фасадов стал, скажем так, гибче. Что можно наблюдать уже в разных концах города - и в том числе на Ленпроспекте. Где мало-помалу меняет свой облик уже вторая его половина.

Так, гораздо веселее стали выглядеть советские здания возле экс-биржи. Расцвела старая кёнигсбергская трехэтажка на углу с проспектом Калинина. А на днях всеобщее внимание было приковано к дому № 111-117. На словно помолодевшее бывшее здание Дирекции имперских железных дорог еще и вернули воссозданный акротерий «Движение и время».

В общем, проспект-юбиляр, несмотря на солидный возраст, отнюдь не стоит не месте. И, как и полагается главной дороге города, устремлен в будущее, не боясь нового.

Владислав Ржевский
Количество просмотров: 568