Единственная фотография на память
Фото Александра Катеруши

Единственная фотография на память

18.11.2019 15:52

Калининградка Галина Кириллова до сих пор ищет своего отца-фронтовика, пропавшего без вести в январе 1944 года

На войну 31-летний Анатолий Емельянович Петров ушел из родного села Чапаевка Запорожской области в августе 1941 года. Гале тогда было всего 4 года, а ее старшему брату – 7 лет. 

- Маме посоветовали уехать в эвакуацию, и в ноябре 1941 года в товарном вагоне мы приехали в Сибирь, - рассказала Галина Анатольевна. – Были мы в легкой одежде, а стояли уже морозы. Мне кажется, что я помню, как нас закутали в овчинные тулупы и на санях привезли туда, где мы потом жили. Искать папу мама начала в 1942 году. На первое ее письмо ответили, что в списках убитых и пропавших без вести он не значится. 

В 1943 г. Анна Даниловна Петрова решила с детьми ехать к своей маме в освобожденный от фашистов Днепропетровск. Там она узнала, что нет вестей и от двух ее старших братьев, ушедших на фронт в начале войны, а младшую сестру Лёлю угнали в Германию.

В Днепропетровске Галина пошла в первый класс, мама работала и продолжала писать запросы и искать мужа и братьев. 

- После окончания войны домой вернулись Лёля и мамин старший брат, который, оказывается, попал в плен. А вестей о папе и другом дяде по-прежнему не было, - вспоминает наша собеседница. 

Пять русских семей в немецком поселке

В 1946 г. Анна Даниловна решила переехать с детьми в новый советский город Калининград. Прибыли они на товарную станцию на нынешней ул. Киевской. Кругом были развалины, стояли сгоревшие вагоны. Таким было первое впечатление Гали от места, куда ее привезли.

- Помню, что я не испугалась увиденного. У меня характер такой: все воспринимаю позитивно, - сообщила Галина Анатольевна.

Маму направили на работу бухгалтером в совхоз № 20 в Озерский район. Семью поселили в пустующем доме.

- Из мебели был только большой красивый деревянный шкаф с резными дверцами, а на стене висела картина с зимним пейзажем. Она потом долго была у меня, продала я ее в 90-х, когда стало туго с деньгами, - рассказала женщина.

В поселке в послевоенное время еще жили немцы, а русских семей было всего пять. Первый Новый год они все вместе отмечали в доме Анны Даниловны.

- Мы дружили с немецкими детьми, играли вместе. Запомнила подростка Курта, он помогал нашей семье по дому, колол дрова, а мама его за это кормила, - поделилась воспоминаниями Галина Анатольевна. Времена были тяжелые и голодные, выручала корова, которую семье выдали по приезде. 

Мама весточки не дождалась

В  1948 г. Анну Даниловну перевели на работу в Калининград и дали двухкомнатную квартиру на ул. Белгородской. Кстати, в город переехала и корова, которую держали в одном из полуразрушенных зданий. 

После окончания семи классов Галя поступила в целлюлозно-бумажный техникум. В 1954 г. она пришла на работу в плановый отдел тарного комбината, где и проработала более 40 лет.  

- Мама много болела и умерла в 56 лет. Всю свою жизнь она писала письма в Министерство обороны, военный архив и пыталась хоть что-то узнать про папу и своего брата Скибу Валентина Даниловича, но так и не дождалась вестей, - говорит Галина Анатольевна. После смерти мамы она продолжила поиск родных и в семидесятых годах наконец-то узнала, что ее папа пропал без вести в январе 1944 г. В сухом ответе Минобороны не сообщалось, где и как это произошло, а было только написано: «Подавляющее большинство военнослужащих, которых считаем пропавшими без вести, погибли в боях, но боевая обстановка не позволяла конкретно установить судьбу каждого, и они учтены пропавшими без вести».

Письмо из медальона

В 1974 г. в Ленинградской области был найден медальон дяди Галины Анатольевны. В капсуле была записка: «Убедительная просьба всем гражданам от имени меня и моей семьи, кто найдет мой труп с этой запиской, прошу сообщить по этим трем адресам о моей смерти». Это единственное  письмо Валентина Даниловича переслали родным в Днепропетровск, а также сообщили им, что старший сержант  Скиба В.Д. погиб 13 августа 1943 года и похоронен в Мгинском (ныне Кировский) районе Ленинградской области на окраине поселка вблизи Синявинских торфяных разработок. 

В бытность СССР Галине Анатольевне вместе с сыном удалось побывать на мемориале, где перезахоронили ее дядю. Но она не обнаружила на памятнике его фамилии. Ей объяснили, что после войны из болот достали тела 12 тысяч красноармейцев, далеко не все из них удалось идентифицировать. На памятник нанесли фамилии тех, чьи родственники отозвались и подтвердили гибель своих близких в этих местах. Тогда ей пообещали внести фамилию дяди на мемориал. Затем Галина Анатольевна неоднократно пыталась это проверить, но ей так и не прислали внятного ответа по этому вопросу. 

Поехать в Ленинградскую область у 82-летней женщины уже нет сил. Поэтому она попросила нашу газету выяснить, появилось ли на мемориале имя старшего сержанта, автоматчика, геройски погибшего при обороне Ленинграда. 

- Может, вам и про папу что-то удастся узнать, - надеется Галина Анатольевна. Она бережно хранит крохотные единственные фотографии своих близких и надеется получить о них весточки накануне 75-летия Победы.

По ее просьбе  мы направим запросы в военкомат Кировского района Ленинградской области и в Центральный архив Министерства обороны РФ. А еще отправим фотографии фронтовиков и информацию о них на сайт проекта «Дорога памяти»: foto.pamyat-naroda.ru        

В электронных базах данных погибших в годы Великой Отечественной войны сведений о родственниках Галины Анатольевны пока нет.


Фотосюжет:
Фото из личного архива Галины Анатольевны Кирилловой

Количество просмотров: 1822