Доезжали до площади  и пересаживались на веселую «вдову»...
Фото из архива автора

Доезжали до площади и пересаживались на веселую «вдову»...

29.08.2022 09:00

Вспоминаем, какой путь в своем развитии проделал трамвай в нашем городе

В этом году после до-о-олгого перерыва Калининград наконец-то купил партию трамваев. Сразу 16 штук, причем не б/у, а новых. И не просто новых - нового поколения. К тому же не иностранного (впервые за 77 лет!), а российского производства - шикарные «Корсары» из Санкт-Петербурга.

Кроме того, готовится к открытию второй маршрут (на сей раз № 3). Тут, правда, все не столь радужно. Сначала его собирались восстановить до конца 2021 года. Сейчас речь идет уже о конце 2022-го. При этом радикально изменилась схема движения «тройки». Оказалось, что состояние первого эстакадного моста не позволяет вновь пустить по нему трамваи, в результате чего 3-й маршрут теперь будет, по сути, дублировать «пятерку».

В период расцвета у нас насчитывалось аж десять трамвайных маршрутов. С июня 2015-го - всего один, но если вчера трамвай хоронили, то сегодня есть поводы для оптимизма. Мы решили вспомнить о том, как развивался этот вид общественного транспорта в нашем городе.

Бурлаки у замка

После войны трамвайное движение было вновь запущено 7 ноября 1946-го. Трамвай стал общественным транспортом № 1, взяв на себя основной пассажиропоток. Доставшиеся в наследство от Кёнигсберга «Штайнфурты» по нынешним меркам - аварийный транспорт, который нельзя выпускать на линию. Но тогда на многое приходилось закрывать глаза. Например, выбитые стекла заменяли, чем придется, а то и оставляли как есть. Особенно «комфортно» в таких вагонах было, конечно, зимой.

Раиса Кораблина (Воронина), приехав в Калининград в 1951 году, устроилась работать на рыбоконсервный комбинат на улице Солдатской. Жилье же удалось найти на Товарной - в Балтрайоне. И сегодня из одного конца в другой быстро не доберешься, а уж тогда…

- Как-то подъезжаем к Королевскому замку и - стоп, - вспоминала Раиса Ивановна. - Водитель объявляет: «Нужно выйти и затолкать вагон в гору». Ладно, вышли, затолкали, едем дальше. Вдруг - снова остановка. Одно из полуразрушенных зданий рухнуло, перекрыв улицу. Опять выходим, разбираем завал…

На площади Победы была пересадка в другой трамвай.

- «Вдовой» его звали. Уж не знаю почему. Но веселая была та «вдова»! Набивались в нее, как сельди в бочку. А только хоть и в тесноте ехали - да не в обиде. Другие люди были…, - рассказывала Раиса Ивановна.

Когда же появилась возможность начать замену латаных-перелатаных «Штайнфуртов», то встал вопрос: где взять новые трамваи? Ведь в СССР не выпускались трамвайные вагоны для узкой колеи. Так и получилось, что в бывшем Кёнигсберге вместо прусских трамваев снова появились «немцы» - только уже из социалистической Германии.

Подарок к Новому году 

Самое первое обновление трамвайного парка случилось 25 декабря 1954-го, когда к нам прибыл один моторный вагон марки Т-54 и три прицепных В-54, изготовленных на заводе «Гота» в ГДР. Как писала в те дни местная пресса, «замечательный подарок к Новому году получили калининградцы». Трамваи, дескать, и красивы, и удобны. Особо же подчеркивалось то, что в вагонах имелось отопление - «под сиденьями установлены электрические печи обогрева».

Для современного пассажира уточнение про обогрев выглядит, конечно, странно. Однако 68 лет назад это было очень актуально. Ведь по городу курсировали еще кёнигсбергские «Штайнфурты», которые хорошо если вообще ехали.

Последнего «Штайнфурта» списали в сентябре 1960-го. А «представителей» ГДР у нас в итоге набралось больше двух сотен. И многие считают, что те трамваи завода «Гота» были самыми симпатичными. Даже стильными.

В одном из трамвайных «стиляг» 1 декабря 1970-го и состоялся дебют прогремевшего на всю страну робота-кондуктора. Смастерили его в кружке кибернетики областной станции юных техников по заказу автотранспортного управления. Установили же механического кассира в вагоне, который курсировал между кинотеатром «Родина» и депо. И пассажиров там резко прибавилось: всем хотелось посмотреть на чудо техники!

А в 1962 году эти трамваи стали получать запчасти, сделанные из… памятника Сталину. В рамках кампании по борьбе с культом личности его демонтировали (стоял там, где ныне высится «Мать Россия»), перевезя в трамвайное депо. А там, как рассказал мне много лет спустя бывший начальник вагоноремонтных мастерских Яков Суховольский, пять с половиной тонн дефицитной бронзы пустили в дело…

Последние из могикан

Один прицепной вагон В-54 родом из ГДР много лет стоял на задах депо. Уцелел он благодаря тому, что был превращен в склад запчастей для более молодых «коллег». Кто-то, увидев это трамвайное ретро, начинал мечтать: вот бы отреставрировать, превратив в музей на колесах. Однако состояние его было уже таким, что пришлось бы по сути новый вагон делать. При этом денег у трамвайщиков не хватало даже на самое необходимое. Так однажды самый старый трамвай и сдали в металлолом…

А вот другому историческому вагону «Гота», помоложе, повезло больше. Этот Т-57 был реконструирован. И стал выходить на линию уже в качестве снегоочистителя.

Следующая «трамвайная революция» произошла в Калининграде осенью 1971-го. На смену износившимся и устаревшим вагонам из Германской Демократической Республики накатила первая волна чехословацких трамваев. Более скоростных, вместительных и комфортных. Теперь те «Татры» выглядят архаично. Вообще же они возили нас дольше всех. 

Фальстарт и «новые чехи»

Последний раз массовое обновление парка у нас было 35 лет назад. Тогда, летом 1987-го, по городу пошли КТ-4-СУ - новинка от завода «Татра» (в ту пору еще из Чехословакии, а не из Чехии). Как только новые вагоны появились на калининградских улицах, еще оставшиеся в строю «Татры-4» в обиходе сразу же стали называть «старыми». Или «круглыми» - их формы заметно отличались от прямых линий «новых чехов». Потом, в 90-х, дополнительно город приобретал уже бэушные «Татры». И хоть на сегодня все они давно ветераны, это по-прежнему основа нашего трамвайного парка.

Очередная попытка обновить наконец измочаленный трамвайный парк была сделана десять лет назад. Тогда трамвай нового поколения купили у польского концерна PESA. И 7 октября 2012-го на площади Победы состоялась его презентация.

Много лестных слов было сказано в тот день о вагоне, купленном за 1,4 миллиона евро. В частности, уже в 2013 году планировалось приобрести еще десять таких трамваев. Однако первый так и остался единственным. Причем больше стоял в ремонте, нежели работал, а  кое-где по нашим рельсам и вовсе проехать не мог…

В общем, получился фальстарт. 

Владислав Ржевский

Фотосюжет:

Количество просмотров: 884