Вернулся домой после ранения и привез после войны в Калининград вагон пчел
Фото из семейного архива Веры Майоровой

Вернулся домой после ранения и привез после войны в Калининград вагон пчел

17.02.2020 11:49

Вера Михайловна Майорова попросила разместить на портале «Дорога памяти» информацию о своем отце. Михаил Галактионович попал на фронт в январе 1943 года, а спустя год получил тяжелейшее осколочное ранение в голову.

Двадцатилетнему рядовому-стрелку Кулинцову провели операцию по трепанации черепа и направили в госпиталь в Улан-Удэ, где он прошел лечение, а затем был комиссован. Об этом написано в свидетельстве о болезни, которое Михаил получил перед тем, как отправиться домой в Воронежскую область, в село Трехстенки. Этот документ до сих пор хранится в семейном архиве. 

Красноармеец воевал на 1-м Белорусском фронте чуть больше года. Медали «За отвагу» он был удостоен в январе 1944 г. за участие в наступлении в Белорусской ССР. Командование решило наградить пулеметчика 241-го стрелкового полка 75-й стрелковой дивизии, получившего в бою тяжелейшее увечье. Орден Отечественной войны II степени он получит уже в мае 1989 г.

В результате ранения у юноши была парализована левая нога, в родительский дом он вошел на костылях. Вернувшегося фронтовика направили на курсы пчеловодов. В 1946 г. Михаил женился на Анне из соседнего села (она  в 14 лет села на трактор, чтобы заменить механизаторов, ушедших на фронт). В этом же году у Кулинцовых родилась первая дочь, а через год семья решила перебраться жить в новую советскую  Калининградскую область. 

- Папа с мамой ехали не одни: везли вагон пчел. В дороге они простудились и по приезде оба заболели воспалением легких, - рассказала Вера Михайловна. Она младшая из трех сестер, появилась на свет в 1957 г. В это время семья жила в Гвардейском районе, родители трудились в совхозе «Знаменский». 

Михаил Галактионович всю жизнь занимался пчелами. Дочкам про войну говорил мало.  

- Я запомнила только две истории. Папа с другими бойцами сидел в окопе, когда им наконец-то привезли еду. Они давно не ели и были очень голодны.  На удивление в каше оказалось много мяса, но как только ее начали раздавать, один боец решил высунуть голову из окопа и оглядеться. От выстрела немецкого снайпера ему разнесло полголовы. Затем сразу начался артобстрел, и всю кашу засыпало землей, - рассказала дочь ветерана. 

- Еще он вспоминал, как тяжело было тащить по снегу пулемет «Максим». Как-то рядового  Кулинцова вместе с товарищами отправили за языком. В одной из деревень несколько бойцов решили попить воды из колодца. Их застрелили немцы. Но оставшиеся красноармейцы все-таки взяли в плен фашистского солдата. 

- Папа говорил: «Голодно и холодно было на войне. Но мы почему-то не болели, молодые были, наверное, из-за этого». Но всю жизнь он мучился от последствий полученного ранения. Часто говорил, что ему мешает шум в голове, - вспоминает наша собеседница.

В начале восьмидесятых Михаил Галактионович вместе с супругой решил перебраться жить в Латвию к средней дочери. Ветерану выделили двухкомнатную квартиру. Тогда участников Великой Отечественной войны в Латвии почитали, а когда наступили другие времена, фронтовик боялся надевать свою орденскую планку, если выходил на улицу. Умер он в феврале 2013 г. Дочери хранят память о своих родителях. Вера Михайловна вместе с внучкой Вероникой ежегодно участвует в акции «Бессмертный полк». Мы разместим информацию о Михаиле Галактионовиче в галерее «Дорога памяти».


Количество просмотров: 871