Отец штурмовал Вену и вернулся домой, могилу дяди нашли через 50 лет после войны
15.06.2020 11:36
Мы продолжаем помогать калининградцам размещать фотографии и информацию об их фронтовиках в мультимедийной галерее Минобороны РФ «Дорога памяти». Зоя Григорьевна Степанова рассказала о своем храбром отце Григории Стратоновиче Андросове и двух дядях по материнской линии.
Уроженец Харьковской области Григорий Андросов до войны жил в Фергане и работал шофером на полуторке. В 1937 г. он женился, и в этом же году 12 октября его забрали служить в Красную армию. Случилось это за один день до рождения первенца, а увидел он его в первый раз только спустя 10 лет.
После призыва новобранец попал в далекую Даурию, на войне был с первых ее дней.
- Я была очень любознательным ребенком и часто тормошила папу, просила рассказать о его боевом пути. Но отец вспоминать об этом не хотел, говорил, что это было страшно и что погибло много его товарищей, - рассказала дочь ветерана. Знает она, что отец был шофером, участвовал в танковом сражении под Прохоровкой в 1943 г. и какое-то время возил грузы по Дороге памяти в осажденный Ленинград. Подвиги ефрейтора Григория Андросова стали известны его домочадцам только благодаря порталу «Память народа», где размещаются военные архивные материалы.
Попал в окружение и застрелил 11 немцев
Медали «За боевые заслуги» он был удостоен в ноябре 1943 г. за то, что под сильными авиа-налетами неприятеля пять раз выводил свою машину из-под бомбежки. Было это в боях на Белгородско-Харьковском направлении. Орден Славы III степени он получил за то, что под местечком Раков возле переправы во время контратаки противника застрелил из автомата 11 из 20 окруживших его немцев, остальные бежали. После этого геройский шофер вывел свою машину из-под обстрела в полной боевой готовности.
За участие в штурме австрийской столицы Андросов в числе других солдат и офицеров получил благодарность от имени Верховного главнокомандующего и медаль «За взятие Вены».
- В наградных документах указан год рождения папы - 1915, зачем он себе прибавил год, я не знаю, - рассказала наша собеседница.
Домой фронтовика отпустили только в 1947 г., а через два года на свет появилась Зоя. Ее отец долгие годы работал шофером в СМУ, туда же пришла ученицей бухгалтера и она сама, поступив заочно в Ташкентский институт народного хозяйства. Вскоре Зоя вышла замуж за одноклассника - офицера и уехала с ним на Дальний Восток. Сначала работала буфетчицей и доросла до зам.начальника военторга. Затем по приглашению своего бывшего начальника перебралась жить в Калининград, работала начальником отдела в управлении торговли Балтфлота.
Ее отца-ветерана не стало в 1984 г. Похоронили его в Фергане. Маму Зоя Григорьевна затем перевезла в Калининград.
Умер в лагере для военнопленных в 21 год
На фронте также воевали ее дяди по материнской линии. Георгий Яковлевич Золотарев был награжден орденами и медалями. После возвращения с войны он работал в министерстве мелиорации Узбекистана. О его боевом пути племянница мало что знает.
О том, что случилось со вторым дядей - Николаем Золотаревым, его семья узнала только спустя 50 лет после окончания войны. Все эти годы домочадцы бойца пытались узнать, где он похоронен. Долгожданное известие пришло на адрес его мамы в Фергане: он был указан в немецких военных архивах.
- Так мы узнали, что мой дядя умер в лагере для военнопленных Цайтхайн в Германии в январе 1942 г., - сообщила Зоя Григорьевна.
Из присланных документов родственники узнали, что в плен Николай попал в конце августа 1941 г.
- Я была в этом лагере в 1995 году. Это страшное место. Когда дядю туда привезли – это была просто огороженная территория без всяких зданий, и узники копали себе буквально норы в земле. Конечно, их там практически не кормили, как тут выжить, - рассказала наша собеседница.
После войны под руководством советской военной администрации в Германии была проведена тщательная работа по установлению общего количества людей, захороненных на четырех кладбищах Цайтхайна. В октябре 1946 г. комиссия определила это число. Здесь покоится 32430 человек. В память об этих столь многочисленных жертвах было принято решение о сооружении на территории лагеря мемориала, включающего в себя обелиск и памятную входную арку.
Где точно в этом месте похоронен Николай Золотарев, неизвестно. На память о нем в семье осталась его единственная фотография и три письма, которые он успел написать с фронта. В них Коля посылал своим домочадцам красноармейский привет и очень тревожился о маме. «Вы пишите, что работаете почему не пишите может она для вас очень трудна» (орфография и стилистика сохранены. - Прим.ред.), - писал юноша, который еще не знал, что вскоре ему суждено умереть в страшных муках.
Зоя Григорьевна заверила, что в семье бережно хранят память обо всех участниках Великой Отечественной войны, рассказывают о них детям и внукам.