Девяностолетняя калининградка ищет своего  отца-фронтовика, пропавшего без вести
Фото из семейного архива Носковых

Девяностолетняя калининградка ищет своего отца-фронтовика, пропавшего без вести

02.03.2020 12:59

Последнее письмо от красноармейца Степана Федоровича Носкова его семья получила 22 июня 1942 года. Свое последнее обращение в Центральный архив Министерства обороны РФ его дочь направила 15 февраля этого года

Это было за семь дней до того, как Клавдии Степановне Маниной исполнилось 90 лет. В последний раз она видела своего отца в конце августа 1941 г.  Похоронка с сообщением о том, что Степан Носков пропал без вести в мае 1942 г., пришло по месту его жительства в г. Нарофоминск Московской области только год спустя. Долгие годы его близкие пытались выяснить, как погиб и где захоронен 38-летний красноармеец Степан Носков. За десятилетия поиска накопился обширный архив запросов и ответов, но, к сожалению, до сих пор семья ничего не знает о своем фронтовике. В нашу редакцию фотографии Степана Федоровича и все накопленные документы принесла племянница Клавдии Степановны - Ирина Викторовна Николаева. Она рассказала, что в последний раз письма от Степана Федоровича пришли 20 и 22 августа 1942 г. Первое сохранилось до сих пор, но его уже трудно  прочитать чужим людям, хотя в семье фронтовика знают его наизусть. В нем написано: «Здравствуйте, дорогие супруга Нюра и дочка Кланя. Шлю вам горячий привет и желаю всего вам хорошего в вашей жизни.  Нюра, я пока жив и здоров. Нюра, передай всем родным поклон. Нюра, скоро год, как я письма от вас не получаю. Нюра, пока до свидания. Писать более нечего».

Это письмо почему-то пришло из Кизляра, хотя жена и дочь в послевоенные годы выяснили, что не мог Степан Федорович находиться в этом городе. Судя по ответам из военного архива, служил он, скорее всего, в 38-м инженерном полку, а не в мотострелковом, как было указано ранее в документах. В августе 1942 г. это подразделение находилось в составе Южного фронта и вело бои на Украине в Ворошиловоградской (ныне Луганская) области. 

- В конце июля 1942 г. в этих местах начались активные боевые действия, все пути на север были отрезаны немцами, поэтому письмо могло переезжать с почтовой станцией аж до Кизляра и только оттуда ушло в Москву, - сообщили Носковым из Центрального архива в 2005 г. 

Гораздо позже на портале «Память народа» было указано, что в октябре 1941 г. Степан Носков побывал в плену, но был освобожден. Здесь же есть информация о том, что он пропал без вести в мае 1942 г. И два письма, которые получила семья, пришли уже после его гибели. 

Клавдия Степановна и ее близкие надеются, что получат более точные данные о Степане Федоровиче в ответ на свой последний запрос. Все-таки скоро 75-летие Победы, и, может, к этой дате найдутся дополнительные сведения о пропавших без вести и до сих пор не найденных героях Великой Отечественной войны. По просьбе родных мы занесем информацию о Степане Федоровиче Носкове в галерею Минобороны РФ «Дорога памяти».


Фотосюжет:
Фото из семейного архива Носковых

Количество просмотров: 863