Дед брал Берлин, отец-разведчик освобождал Польшу и получил контузию под Прагой
07.09.2020 10:57
В преддверии празднования 75-летия Победы мы предложили калининградцам поделиться своими воспоминаниями о фронтовиках, чтобы занести эти данные в проект Минобороны РФ «Дорога памяти». Екатерина Пташник рассказала нам историю своей семьи.
Дед по материнской линии - Виктор Петрович Филиппов - был кадровым военным. В 1941 г. он служил в Белоруссии, 22 июня офицер находился в военных лагерях под Витебском. Жена с тремя детьми уехала к его родителям в Горьковскую область, а сам он отправился на передовую. Гвардии полковник умер в Киеве в 1947 г. Было ему тогда всего 45 лет, поэтому его родные практически ничего не знают о том, как воевал Виктор Петрович. Известно, что служил он в особом отделе у генерала армии Н.Ф. Ватутина и дошел от Тулы до Берлина. На портале «Память народа» размещена информация о том, что геройский офицер удостоен многочисленных наград. В их числе два ордена Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы» и «Взятие Берлина». Урну с прахом фронтовика привезли и похоронили на его малой родине.
Отец нашей собеседницы - Николай Иванович Зиновьев - про войну говорить не любил. История его боевого пути сохранилась благодаря письму, которое он написал в Президиум Верховного Совета ССР с просьбой помочь в розыске наград, к которым был представлен во время Великой Отечественной войны, но не получил их. В этом письме он сообщил, что двадцатилетним юношей был зачислен в Горьковское военное спецучилище радиосвязи. В марте 1942 г. его направили в артиллерийский полк начальником радиостанции. Все лето Николай участвовал в боях на Воронежском фронте.
«Разбило радиостанцию, погиб радист. Я был легко ранен и заменял погибших товарищей-телефонистов. Выходил на исправление линии, восстанавливал связь, и так день за днем, отбивая атаки танков и пехоты противника, больше 3 месяцев», - рассказал в своем письме Николай Иванович. Осенью 1942 г. его назначили командиром отделения полковой разведки. В этом качестве 13 января 1943 г. он участвовал в прорыве немецкой обороны на Дону и освобождении городов Старый Оскол, Белгород и Харьков. В конце сентября Николай с группой дивизионных разведчиков форсировал Днепр. В этом ночном бою они разгромили прибрежную оборону немцев, обеспечив дивизии плацдарм и переправу.
Вынес из-под обстрела раненого командира
В начале ноября Николай Зиновьев освобождал Киев и участвовал в кровопролитных уличных боях. За освобождение г.Фастов и Белая Церковь он получил благодарность Верховного главнокомандующего И.В. Сталина. В Карпатах в боях за Яблуновский перевал он вместе со своим командиром под шквальным минометным огнем противника вышел выбрать место для наблюдательного пункта, с которого велась бы корректировка огня артиллерии. Вдруг появились немецкие солдаты, быстро передвигавшиеся на лыжах. Немцы начали стрелять в двух советских бойцов из автоматов и пулеметов. «Капитан вскрикнул. Я подполз к нему, он был ранен. Открыв глаза, он прошептал: «Скорее на командный пункт», - написал в своих воспоминаниях фронтовик.
Николай бросился было исполнять приказ, но вдруг подумал, что раненого командира немцы могут взять в плен. Он вернулся к офицеру и затем тащил его под сильным обстрелом за спасительный холм. Здесь, почти выбившись из сил, он передал командира разведчикам. Ветеран назвал этот эпизод поединком между жизнью и смертью. За этот подвиг Зиновьева наградили орденом Славы II степени. А потом было участие в освобождении Польши и Чехии. За взятие опорной пулеметной точки противника он был удостоен ордена Красной Звезды. Война для геройского старшего сержанта закончилась под Прагой, где его контузило.
Вернувшись домой, фронтовик работал в Муроме в паровозном депо, когда узнал, что заводу им. Дзержинского требуется фотограф. Николай Иванович стал первым фотокорреспондентом заводской газеты и проработал в этой должности долгие годы. Участвовал он и в создании заводского музея. Ветерана не стало в 1993 г. Его родственники бережно хранят о нем память и участвуют в акции «Бессмертный полк».