На фронте стал кавалеристом, был 4 раза ранен, а коня выделил легендарный Ковпак
Фото из семейного архива Павлины Брыксиной

На фронте стал кавалеристом, был 4 раза ранен, а коня выделил легендарный Ковпак

18.05.2020 11:50

Прошла великая памятная дата – 75 лет Победы, но мы продолжаем помогать калининградцам размещать информацию об их ветеранах на портале проекта «Дорога памяти» Минобороны РФ. 90-летняя Павлина Дмитриевна Брыксина рассказала нам о своем геройском дяде Николае Аверьяновиче Каневском.

Николай Каневский родился в 1905 г. на Украине, в бывшей Киевской губернии (сейчас это Черкасская область). 

- Дядя прожил долгую жизнь, умер в возрасте 89 лет, но четыре года у него украла война. Его призвали в июле 1941 г., он закончил войну в Германии и был четыре раза на волосок от гибели. Всю жизнь страдал от последствий полученных тяжелых ранений. В 85 лет из-за этого у него случилась гангрена, и даже пришлось ампутировать ногу. Вот такое вот долгое и страшное эхо войны, - рассказала Павлина Дмитриевна. 

Помогала дяде объезжать поля

Она с удовольствием вспоминает свою счастливую мирную довоенную жизнь. В 1940 г. Павлина вместе с мамой получила приглашение от дяди – переехать жить с Украины в Туркмению. К этому времени Николай Аверьянович, получив среднее специальное образование в Крыму, работал уже несколько лет в Ашхабаде, в наркомате земледелия, был карантинным инспектором по борьбе с сельхозвредителями. Николай был женат, но детей не было, поэтому он с радостью принял приехавших родственников и считал Павлину своей дочкой.

- Он помогал мне с учебой, так как я знала украинский язык, и мне было сложно поначалу усваивать программу на русском, - поделилась воспоминаниями наша собеседница.  – Дядя ездил по работе по аулам и колхозам, осматривал поля хлопчатника, виноградники и другие сельхозугодья. Передвигался он на лошади или велосипеде, если было далеко, добирался по железной дороге, но при любой возможности брал меня с собой.

Смышленая девочка стала его настоящей помощницей и даже научилась фотографировать, чтобы делать снимки растений и полей, о которых заботился Николай Аверьянович. В выходные дружные домочадцы отправлялись в парк, где играл духовой оркестр, а перед самой войной там выступил хор им. Пятницкого. В 2 часа дня 22 июня они все вместе слушали диктора Левитана, а затем выступление Молотова.

- Мы были в печали и в тревоге, услышав о начале войны, но мы еще не знали, что она так долго продлится, - рассказала Павлина Дмитриевна.

Умел ездить верхом и попал в кавалерию

Военные действия разворачивались стремительно. Николай Каневский, получив повестку в Ашхабаде, вскоре оказался на самой передовой, на Калининском фронте. С фронта от него приходили скупые треугольники, в которых он коротко писал: «Жив, здоров, бьем врага». Эти письма не сохранились, в семейном архиве осталась только открытка, присланная Николаем из Ржева (текст, написанный карандашом, теперь уже не читается).  Вскоре кавалерист был тяжело ранен и попал в один из московских госпиталей. По выздоровлении - снова на фронт. Вместе со своим эскадроном он отгонял фашистов от столицы, освобождал Курск и Белгород, участвовал в Сталинградской битве. При освобождении Белоруссии конница догоняла свою часть, но тут случилось несчастье: под гвардии старшим сержантом Каневским убили коня. Запасных лошадей не было, и ему пришлось отстать от своих, чтобы разыскать лошадь. Нашел он ее в одном из местных сел, но кляча не могла ехать быстро. На одной из лесных дорог путь кавалеристу перегородил конный отряд. Оказалось, что командует им геройский партизанский генерал Ковпак. Он расспросил бойца, а затем велел ему поменять лошадь, и тот помчался дальше догонять своих. 

Неожиданная встреча с фрицем   

Племянница пыталась расспрашивать дядю о вой­не, но он, как и все фронтовики, вспоминал подробности неохотно. Сохранилась такая история. Будучи уже в Германии, телефонист Каневский проверял линию связи, и, подняв глаза, увидел немецкого солдата, выглядывающего из-за дерева. 

- Они встретились взглядами, фриц поднял руку и начал ею махать со словами: «Комрад! Комрад!» Так встретились два человека, которым не нужна была война, - рассказала Павлина Дмитриевна. Она также сообщила, что за участие в боях в 1943 г. ее дядя был удостоен главной солдатской награды - медали «За отвагу». Орден Красной Звезды старший сержант получил за то, что в боях при переправе через реку Шпрее под непрерывным минометным и артиллерийским огнем исправлял порывы на линии и обеспечивал бесперебойную связь командованию своего кавалерийского полка. На портале «Память народа» мы также нашли информацию о том, что Николай Аверьянович был награжден медалью «За победу над Германией» и орденом Оте­чественной войны I степени. После войны он вернулся в Туркмению, но вскоре перебрался жить в Новосибирск, где работал начальником дезотряда на железной дороге. Племянницу он забрал к себе жить в 1948 г. после землетрясения, случившегося в Ашхабаде. 

Павлина окончила вуз, вышла замуж и уехала с мужем-врачом работать в Кемерово, где была учителем географии в школе. Потом был переезд на Украину и долгие годы работы в детских садах. В 2011 г. Павлина Дмитриевна перебралась к дочке-врачу в Калининград. У нее есть еще сын, четыре внука и правнук. Всем она с большой теплотой рассказывает о своем замечательном дяде – солдате Победы.     


Фотосюжет:
Фото из семейного архива Павлины Брыксиной

Количество просмотров: 877